Датский пивоваренный концерн Carlsberg, который владеет пивоваренной компанией «Балтика», за первые три месяца 2013 года смог увеличить продажу пива в России в физическом объеме на 6% и нарастить долю на рынке до 38,4% с 37,6% в прошлом году, говорится в финансовом отчете компании. Рост продаж обеспечен растущей популярностью брендов корпорации — «Жигулевское», «Балтика Кулер», Zatecky Gus и Holsten.
«Балтика 7» оказала негативное влияние на показатели, объясняют в компании.
В Carlsberg довольны хорошими показателями в России. «В традиционно небольшом квартале компания показала хорошие результаты, соответствующие нашим ожиданиям. Мы довольны высокими показателями нашего азиатского рынка, который обеспечивает 20% роста выручки и прибыли. Наш российский бизнес продолжает демонстрировать положительную динамику», — заявил исполнительный директор Carlsberg Йорген Буль Расмуссен.
Carlsberg неоднократно отмечал снижение доли на российском рынке – пик продаж пришелся на 2009 год. Но в этом году были повышены акцизы на алкоголь, и компании пришлось повышать цены на пиво. Это привело в к снижению спроса. В 2011 году компания жаловалась на неблагоприятные погодные условия в России – дожди и холодное лето, что также негативно сказалось на продажах.
По итогам 2012 года компания также сократила продажи в России на 4%. Доля на рынке в 2012 году осталась на уровне 2011 года — 38,2%.
Снижение показателей в компании объяснили введением ограничительных мер в рамках антиалкогольной кампании, в том числе запрета рекламы алкоголя и пива в СМИ, на телевидении и на наружных носителях. Также ужесточилось наказание за продажу алкоголя несовершеннолетним и реализацию напитков в ночное время. А с 1 января 2013 года запретили продавать алкоголь в нестационарных торговых точках. Расмуссен негодовал: запрет на продажу пива в ларьках негативно сказался на спросе. Но и тогда он говорил, что компания планирует увеличить долю на российском рынке в 2013 году.
Основными рисками ведения бизнеса в России для пивоваренных компаний аналитики называют рост акцизов на алкоголь: это приводит к значительному увеличению стоимости алкоголя. По данным аналитика Sydbank Мортена Имсгарда, с 1 января текущего года налог на литр пива вырос на 3 рубля (с 12 до 15 рублей), что привело к росту цен почти на 25%.
Но кроме законодательных ограничений на российском рынке компании Carlsberg приходится с сталкиваться с сильной конкуренцией, говорит аналитик ALM. Brand Markets Стиг Найман. «Я нахожу увеличение доли рынка в России утешительным. В первом квартале компания запускала новые продукты, выступала спонсором и так далее. Мы понимаем, что результаты могли быть слабыми из-за сильной конкуренции, но в России у компании все в порядке», — считает эксперт.
Другие пивоваренные холдинги отмечают падение продаж пива в России. За первый квартал 2013 года Anheuser-Busch InBev, которая владеет брендами Stella Artois и «Сибирская корона», сократила продажи в России на 17%. Компания Heineken (Zlaty Bazant и «Бочкарев») уменьшила реализацию в России на 5%.
Крупные западные производители проигрывают малым и средним региональным производителям, говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. «Доля региональных производителей с 2007 по 2012 год увеличилась с 4% до 16% в общем объеме пивного рынка. И будет продолжать расти. Запрет на рекламу и ограничение продажи пива коснулись только крупных производителей пива. У региональных производителей не предусмотрен бюджет на рекламу, и теперь их шансы нарастить долю возрастают», — считает он. Также рост продаж Carlsberg он объясняет присутствием в портфеле брендов одного из самых популярных пивных напитков в стране – «Балтики».
Снижение продаж глобальных пивоваренных корпораций происходит на фоне снижения потребления пива.
Розничные продажи пива в России, по данным Росстата, в первом квартале 2013 года упали на 2,6%, до 221,2 млн дал. Но продажи у пивоваренных концернов падают быстрее. Дробиз объясняет это снижением потребления алкоголя в России, которое началось в кризисном 2008 году, и частичным переходом на потребление более крепких алкогольных напитков.