Минфин подготовил проект поправок в Налоговый кодекс, которые должны стимулировать «инвестиционную деятельность и создание новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и Забайкальского края». Текст поправок размещен во вторник на официальном сайте ведомства.
Инвесторы будут вправе претендовать на льготы по налогу на прибыль.
Предлагается обнулить на 10 лет часть налога на прибыль, которая зачисляется в федеральный бюджет (2%). При этом субъект федерации может на пять лет обнулять свою часть налога на прибыль (18%), а в течение еще пяти лет установить ее на уровне не менее 10%.
Но воспользоваться льготой смогут не все компании, инвестирующие в развитие региона, а лишь те, которые удовлетворят определенным критериям. Во-первых, компания должна быть зарегистрирована на территории ДФО и Забайкалья, иметь в собственности или в долгосрочной аренде земельный участок, на котором планируется реализация инвестиционного проекта, и производить товары исключительно на территории региона.
Претендент на льготу не должен иметь подразделений, работающих за пределами округа, и не являться участником консолидированной группы налогоплательщиков.
Но и это не все ограничения.
«Инвестиционный проект не может быть направлен на добычу нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях, производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов)», — говорится в законопроекте Минфина.
Наконец, льготы не смогут получить некоммерческие организации, банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации.
Поправки подготовлены по поручению Владимира Путина по итогам заседания президиума Госсовета 29 ноября 2012 года.
На заседании президент обрушился с критикой на созданное в мае Министерство по развитию Дальнего Востока. В работе министерства есть провалы и «размывание ответственности», указал Путин, имея в виду подготовку госпрограммы по развитию региона до 2025 года. Проект должен был быть разработан до 1 июля, но наработки переданы из Минрегиона в Минвостокразвития только 13 ноября.
Не дождавшись комплексных предложений от правительства, Путин предложил развивать Дальний Восток с помощью точечных налоговых льгот. «Предлагаю установить нулевую ставку в федеральной части налога на прибыль в первые 10 лет работы новых производств. Речь, конечно, должна идти о промышленных предприятиях с объемом инвестиций не менее 500 миллионов рублей», — сказал Путин.
Не исключил президент и возможности создания госкорпорации по развитию Дальнего Востока. Эту идею год назад продвигал тогда еще глава МЧС Сергей Шойгу, предлагая дать новой структуре налоговые льготы: нулевую ставку налога на прибыль, на имущество организаций, на землю и льготную ставку отчислений на обязательное социальное страхование, а также возможность не платить НДС. Минэкономразвития подготовило соответствующий законопроект, но Минфин выступил против: в финансовом ведомстве заметили, что госкорпорацию планируется наделить фактически государственными функциями, и ни одному ведомству она подчиняться не будет. Минфин согласовал лишь часть предложений по налогам.
Обнуление ставки налога на прибыль создаст для бизнеса более привлекательные условия, согласен руководитель практики госконсалтинга компании SBS-Consulting Алексей Калинин. «Но налоговые льготы никогда не были в числе наиболее значимых факторов при принятии инвестиционных решений в России. Инфраструктура, отношения с региональными и местными властями, уровень административных барьеров имеют несравнимо большее значение», — говорит Калинин.
Законопроект обходит не только нефтяные и финансовые компании, прямо указанные в тексте законопроекта, но и любую деятельность, не направленную на производство товаров,
замечает руководитель департамента налогов и права Baker Tilly Russaudit Эдуард Кучеров. Под льготное налогообложение не попадают торговые и любые добывающие и лесозаговительные компании, не имеющие перерабатывающих подразделений, а также строительные организации и иные компании, оказывающие услуги и выполняющие работы без производства товаров.
Отсутствие льгот для нефтяных и газовых компаний логично, считает партнер BDO в России Сергей Челышков. «Налог на прибыль — не самый существенный налог на «нефтянку», основным налогом является все-таки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Льготы по данному налогу для определенных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами уже предусмотрены Налоговым кодексом (например, для сверхвязкой нефти). Поэтому дополнительных льгот по налогу на прибыль правительство, видимо, решило не устанавливать», — говорит Челышков.
Но отсутствие в числе потенциальных «льготников» банков и страховых компаний спорно, поскольку они являются основой для функционирования инфраструктуры бизнеса, а, значит, и повышения его доходности и капитализации, что могло бы послужить базисом для увеличения налоговых платежей в будущем, отмечает эксперт Грант Торнтон Россия Александр Ларичев.
Концентрация банковского бизнеса во Владивостоке – 80 отделений банков на условный квадратный километр, говорит топ-менеджер одного из банков, имеющего головной офис в Владивостоке. Это не меньше, чем в Москве. Минфину это известно, резюмирует банкир.
«Пролоббированная Минфином схема налоговых преференций будет способствовать превращению Дальневосточного региона в центр «отверточной сборки». Из китайских полуфабрикатов и, возможно, руками китайских рабочих будут собираться готовые изделия под условно российской маркой»,
— считает Калинин. Но с учетом вступления России в ВТО ставки на автомобили будут снижаться, в связи с чем преимущество ввоза компонентов вместо целых автомобилей будет снижаться, добавляет Кучеров.