— В ноябре 140 стран — членов ВОЗ, в том числе и Россия, приняли протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями. Зачем, если каждая из стран и так декларирует это на национальном уровне?
— Усилий явно недостаточно. Количество курильщиков мире растет, в том числе за счет контрабандных сигарет. Контрабандная продукция увеличивает доступность табачных изделий, поскольку контрабандисты не платят акциз и могут предложить более дешевые сигареты. Количество смертей, связанных с курением, достигает в мире 5,3 млн человек ежегодно.
Если не усиливать борьбу с табакокурением, то, по прогнозу ВОЗ, к 2030 году зависимость от табака напрямую или косвенно будет являться причиной 8 млн смертей в мире ежегодно. Еще 600 тысяч жизней уносит вторичный табачный дым. Почти половина всех детей регулярно дышат воздухом, загрязненным табачным дымом, и более чем у 40% детей как минимум один из родителей курит.
— Во сколько оценивается рынок контрабандных сигарет?
— Достоверных сведений, по понятным причинам, не существует. Оценочно, обращение поддельных и контрабандных сигарет составляет в мире порядка 600 млрд штук ежегодно, это примерно 10% всего мирового рынка сигарет.
— Во сколько ВОЗ оценивает потери бюджетов от нелегальной торговли сигаретами?
— В глобальном масштабе налоговые убытки от реализации нелегальных сигарет достигают $50 млрд в год.
— Какие страны лидируют в нелегальном производстве и сбыте?
— Китай. В 2006—2009 годах в Китае (по данным пограничной службе министерства общественной безопасности КНР) было конфисковано в 3279 млн коробок контрафактных сигарет (в одной коробке содержится 50 блоков). В 2010 году было изъято 12 719 тысяч коробок. Болгария, Румыния, Украина тоже вносят вклад.
— Протокол что-нибудь изменит?
— Цель протокола — договориться о механизмах противодействия незаконному распространению табака в мире. Производство и реализация табачных изделий должна быть лицензирована во всех без исключения странах. Необходимо создать глобальную систему идентификации табачных изделий. Ужесточить контроль за производством и цепочками поставок табачных изделий в глобальном масштабе, за изготовлением оборудования, производящего сигареты. И повысить меры ответственности за нарушение закона, отладить механизмы правовой помощи.
— Этот документ обязателен для исполнения?
— Для начала поясню, что протокол был согласован со всеми заинтересованными странами после 4 лет непростых переговоров и является составной частью Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ). Эта конвенция вступила в силу в 2005 году, и ее подписали 176 государств. Россия тоже подписала РКБТ в 2008 году.
После конференции в Сеуле, на которой протокол был принят, он будет открыт для подписания в офисе Всемирной организации здравоохранения в Женеве в январе 2013 года. Процедура подписания завершится в январе 2014 года. Затем документ будет передан на хранение в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке. Протокол вступит в силу после того, как его ратифицируют не менее 40 стран из 176, подписавшихся под РКБТ.
— В протоколе говорится, что страны должны будут отслеживать цепочки передвижения табачных изделий. О чем идет речь?
— На каждой пачке сигарет будет «зашита» в электронном виде информация о производителе, месте производства и другие идентификационные данные.
Информация со всех пачек будет считываться сканерами, установленными на конвейере, и передаваться в национальные органы власти.
— Если сканер сломался или его намеренно сломали?
— Тогда производство останавливается. Такие чипы и электронные сканеры частично введены на производстве в Турции и Бразилии. Вся информация с пачек учитывается министерствами финансов этих стран.
Кения планирует оснастить подобным образом производство сигарет. Причем в Кении уже есть опыт по чипированию транзитных перевозок. Это такая уловка табачников: товар ввозится в страну якобы для целей транзита, но потом исчезает на черном рынке. Любая табачная продукция, проходящая через Кению, теперь помечается специальным чипом, электронной печатью, и информация о каждой пачке поступает властям. Власти получили возможность следить за перемещением табачной продукции по всей стране, от границы до границы. Если грузовик с табаком пропал, его не удается отследить, выезжает спецотряд на место последних координат и выясняет, куда делся товар.
— В России такое, кажется, не применяется…
— В России — нет.
— Насколько убедительны аргументы табачных компаний, когда они говорят, что повышение акцизов на сигареты приведет к росту контрабанды?
— Один из пунктов повестки конференции в Сеуле — как раз обсуждение налоговой политики, которая могла бы снизить потребление табака в мире.
Понятно, что табачники против увеличения акциза на табак — это уменьшает их прибыль. Но мы рекомендуем, чтобы акциз составлял 70% от розничной стоимости сигарет. Высокий акциз увеличивает стоимость сигарет в рознице и, соответственно, снижает их потребление.
Планомерный рост акцизов — одна из самых эффективных мер по снижению потребления табака. Вместе с запретом на рекламу табачных изделий и запретом на курение во всех общественных местах без исключения. В Канаде, Австралии, Эстонии, Великобритании значительное повышение акцизов уже дало результаты.
— Табачные компании утверждают, что такой вариант с резким ростом акцизов не для бедных стран. Курильщики переключатся на потребление дешевой нелегальной продукции.
— Нет, это универсальное правило. Оно применимо и для развитых, и для развивающихся рынков. Уругвай на 25% снизил потребление за 4 года, Турция приближается к такому же показателю. А это не самые богатые страны. В ЮАР в 1980-х годах была высокая ставка акциза и был низкий уровень потребления табачных изделий. Потом акциз снизили, и число курильщиков выросло. В 1990-х ставку опять повысили, и число курильщиков вновь начало снижаться. Табачные компании прекрасно это понимают и поэтому всячески пытаются принизить важность повышения акцизов, пытаются отрицать эту статистику, но примеров свидетельствующих об обратном, очень много.
— Но, по данным Международного центра по налогам и инвестициям и Oxford Economic, в странах, в которых акциз составляет более 70%, проживают всего 1,3% мирового населения.
— Это неправда. По данным ВОЗ, в таких странах проживает 8,5% мирового населения.
— Исследователи из этих институтов также утверждают, что с резким ростом акцизов в России уровень нелегальной торговли сигаретами вырастет до 35%. Сейчас он составляет около 1%.
— Я вам скажу насчет ITIC и Oxford Economic… Исследователи из этих институтов очень зависят от промышленных компаний, и поэтому не удивительно, что и все их исследования, расчеты и подсчеты — в пользу табачников. Я хочу уточнить, что 70% акциза в сигаретах — эта рекомендация была выработана не только ВОЗ, но и Всемирным банком. Как ориентир, к которому необходимо стремиться странам, решившим всерьез оздоровить общество.
— В России акциз не превышает 40%.
— Это катастрофически мало.
— Но Россия расположена по соседству, например, с Украиной и Болгарией, а также имеет общую границу (3605 км) с Китаем — не самыми благополучными странами с точки зрения легального производства сигарет. Если поднять акциз, начнет расти нелегальный оборот.
— Россия относится к странам с материальным достатком населения выше среднего, а российский акциз на табак ниже, чем во многих других развивающихся странах Европы. К 2020 году Россия намерена поднять акциз до 45%, а в Болгарии и Румынии — самых бедных странах Европы — акциз уже сейчас составляет 64%, а к 2020 году он еще наверняка вырастет.
В большинстве стран Европы акциз достигает 66%. Россия по размеру акциза на табак отстает в своей группе стран с достатком выше среднего. Для этой группы акциз уже сейчас составляет 51%. Не удивительно, что в Европе и дымят меньше, чем в России.
Так что, повторяю, российский акциз просто смешной. Как и цены на сигареты в рознице. В среднем в Европе пачка сигарет стоит 3,71 международных доллара, в России — 1,53.
— Если из-за роста акцизов сигареты подорожают, то курильщики, как предполагается, могут переключиться на электронные сигареты? Тем более что табачники говорят, что e-сигареты безвредны?
— Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA) еще в 2009 году выступило против употребления этого продукта. Нет подтвержденных научных доказательств того, что электронные сигареты являются безопасными. Они часто содержат привлекательные для молодежи вкусовые добавки, имитирующие вкус конфет, фруктов, сливок, колы... Наконец, для их продажи в отличие от традиционных табачных изделий не требуется проверка возраста.
ВОЗ считает, что до тех пор, пока производители электронных сигарет, а большая их часть изготавливается в Китае, не проведут необходимые научные исследования, электронные сигареты не будет признаваться «легитимным методом терапии для курильщиков, пытающихся бросить курить».
— Предположим, все страны — члены ВОЗ ратифицируют протокол. Но будет ли он эффективно исполняться?
— Главный стимул — закон. Задача государства — законодательным путем заставить человека подумать о том, что он должен бросить курить. Повышение акцизов и стоимости сигарет, устрашающие картинки на пачках — это все стимулы со стороны государства. Если принят закон о борьбе с курением, у людей появляется стимул к тому, чтобы бросить курить. Как только человек осознает, что курение вредит его здоровью, и захочет расстаться с этой дурной привычкой, должны быть наготове пункты психологической помощи, «горячая линия», медицинская страховка, предусматривающая меры реабилитации курильщика, замещающие курение препараты и тому подобное.
Государство, вообще-то, любит переложить на плечи компаний, на работодателей заботу о здоровье граждан. На самом деле государство тоже в ответе и обязано создать условия для того, чтобы было меньше курильщиков. Кроме перечисленного государство должно обеспечить проведение соответствующей рекламной кампании.
Но часть ответственности должны взять на себя сами люди. На рабочем месте надо не курить, а работать.
— Вы упомянули страховку, по сути, с расширенными услугами специально для курильщика. Но это дополнительные расходы для работодателя, не все готовы на них пойти.
— Государство должно обязать компании, чтобы у них не было возможности уйти от ответственности за здоровье своих сотрудников. Это такая же обязанность, как платить зарплату. Кроме того, владельцы компании после введения антитабачного закона быстро начинают осознавать, что, во-первых, курильщики менее продуктивны. Во-вторых, благодаря сокращению количества курящих снижается количество пожаров, количество выходов на больничный. В итоге снижается и стоимость страховки. Обычно положительный эффект наблюдается уже в течение первого года после введения антитабачного закона.
В России пока еще не принят всеобъемлющий закон о бездымной среде, но список стран, в которых подобное законодательство вступило в силу, постоянно растет: Ирландия, Канада, Испания, Турция и другие.
Человек, заболевший в результате пассивного курения на рабочем месте или, например, получивший обострение хронической болезни, получает законное право подать за это в суд на компанию и имеет все шансы выиграть.
— В России продавцы сигарет — это малый бизнес. Каждое государство стремится поддерживать малый бизнес. Если убрать продажу сигарет из киосков, то этот вид бизнеса попадает в зону риска и перестает платить налоги, разоряется.
— Потребление табака обходится экономике гораздо дороже, чем доходы от налогов на табак. Ограничение числа табачных киосков, а также мест, где они могут быть расположены, — важнейший инструмент борьбы с распространением табака и вовлечением молодежи. Доказано и подсчитано, что чем выше плотность мелких ритейлеров на единицу городской площади, тем количество курильщиков среди молодежи выше. Примерно на 20% выше средних показателей по данному населенному пункту. Государство обязано контролировать количество точек, где можно купить сигареты.
Например, Испания еще в 2005 году сделала то, что в скором времени собирается сделать Россия. Запретила торговлю табаком через киоски. Но спустя 2 года табачное лобби нашло способ отклонить этот закон. Курить снова стали больше. Государство обязано проводить масштабную кампанию в СМИ по разъяснению запретов. Иначе табачная индустрия сможет опереться на общественное мнение и отыграть закон в свою пользу.
— Многие курильщики считают неоправданно жесткими некоторые нормы российского антитабачного законопроекта. Например, запрет на курение в общественных местах, в кафе и ресторанах, в аэропортах и даже на балконе собственного дома. Сами курильщики не против запретов, которые ограничивают вовлечение молодежи, подростков в процесс курения, но против, чтобы ограничивали уже действующих курильщиков
— Это известные песни табачных компаний: вы против курильщиков! Вы не уважаете их нужды! Нет, не против курильщиков, мы за здоровье человека. Это базовое право — право человека на жизнь.
В госпрограмме, которую ваш президент Владимир Путин подписал в 2010 году после ратификации РКБТ, это право четко закреплено. Я считаю, что в этой программе закреплены высокие стандарты здоровья, включая возможность для граждан дышать воздухом без дыма в общественных местах.
Первой в Европе такой запрет приняла Ирландия. Хотя она была известна как очень курящая страна. Но 90% некурящих и 70% курящих в Ирландии поддержали запрет на курение в общественных местах. Это вопрос спасения жизни людей, я думаю, они это осознали. Через год введения запрета риски сердечных приступов снизились на 25%.
— А что вы скажете насчет негативного экономического эффекта для владельцев кафе и ресторанов, если закон выкурит оттуда курильщиков?
— Может быть, в России это неизвестно, но в Европе давно все подсчитано: негативных последствий от такого запрета либо нет, либо эффект, наоборот, положительный. Это все пропаганда табачных мультинациональных компаний! Это нечестные приемы их маркетинговых стратегий.
Как только вы получаете исследование, в котором говорится, что запрет на курение в кафе и ресторанах и в других публичных местах разорит ресторанный бизнес, знайте, это исследование проплачено табачными компаниями. Это неприкрытое вранье.
Кстати, ни в одной стране без медиаподдержки невозможно разработать и принять антитабачный закон. Табачники традиционно манипулируют общественным мнением. Чем громче табачная индустрия нервничает и начинает вопить о необходимости оставить вентилируемые зоны для курения, чем больше табачники кричат о нарушении прав курильщиков, тем становится очевиднее, что кампания идет эффективно.
Мы в ВОЗ это так оцениваем: если шумиха в СМИ — общество на правильном пути.
— Король Бутана запретил курить в своей стране. Исключение делается только для гостей и дипломатов. Получается, что страны с авторитарными режимами успешнее борются с табаком?
— Во-первых, одна поправка, король Бутана запретил торговлю табаком, а не потребление табака в 2004 году. Во-вторых, это не зависит от режима. И, кстати, самые успешные страны на антитабачном поприще — это страны с демократическим режимом, такие как Австралия, Бразилия, Новая Зеландия, Турция, Уругвай. Все зависит от масштабности программы и политической воли руководства страны. Госпрограмма российского правительства, принятая в 2010 году Владимиром Путиным, убедительный документ. Но теперь потребуется политическая воля для того, чтобы он был поддержан на всех уровнях и полностью реализован.
— От совершения каких ошибок вы предостерегли бы Россию, которая принимает антитабачный законопроект?
— Грубейшая ошибка, если государство формирует антитабачное законодательство совместно с табачными компаниями. В пункте 5.3 РКБТ сказано, что табачные компании не должны принимать участия в подготовке, даже в обсуждении законопроектов, касающихся борьбы с табаком и ведения здорового образа жизни. В противном случае законопроект обязательно будет смягчен в пользу табачных компаний. Важно, чтобы все встречи между представителями исполнительной власти, депутатами, общественными организациями и табачным лобби всегда были публичными.
Кроме того, тексты законопроектов и любых инициатив в этой сфере должны быть доступны для всех желающих. Нормы, регулирующие эту сферу, должны быть максимально прозрачными. Должны быть созданы условия, при которых табачные компании не могли бы лоббировать свои интересы при подготовке законопроектов и их реализации.
— Табачные компании в России активно участвовали в обсуждении законопроекта, это не секрет.
— Создание антитабачного закона при участии табачной индустрии бессмысленно.
Ждать отдачи от таких законов бесполезно. Табачные компании, как малярийные комары, распространяют эпидемию. Государство обязано максимально оградить себя от табачных компаний.
Другая распространенная ошибка — полумеры. Государство принимает антитабачный закон или даже вводит норму, регулирующую один из секторов, например, производство табака, и на этом все заканчивается. Это самое страшное, что может быть. Нужен комплекс мер, охватывающий все сферы — производство табака, его распространение, акцизы, профилактические мероприятия, реклама здорового образа жизни, программы поддержки для желающих бросить курить и так далее.
Можно идти пошагово. Как в Турции. В начале 2008 года Турция запретила курение на рабочих местах, в 2009-м запретили курение в барах и ресторанах. Установили переходный период — один год.
А, например, Испания совершила ошибку, когда сначала ввела ограничение на курение табака в общественных местах, потом об этом ограничении как-то все позабыли, потом снова ввели.
Антитабачный закон можно вводить постепенно, но он должен сразу вводить ограничение на все. Нельзя вводить частичные запреты, сначала ограничивать курение в транспорте, затем в публичных местах, потом на рабочем месте. Нельзя ограничиться, например, запретом рекламы табака на радио, а на телевидении оставить или ввести запрет, но лет через пять.
Это типичный пример полумер. Россия не избежала этой ошибки. Запретив рекламу табака в СМИ, оставила рекламу на торговых стойках в магазинах, на щитах наружной рекламы. Необходимо объявить сразу о всех запретах. Это исключит возможность табачной индустрии влиять на процесс.
— Но для розничного бизнеса, наверное, необходим переходный период после введения закона в действие?
— Для адаптации мелкого и среднего торгового бизнеса к новым условиям достаточно от 6 месяцев до года. Но никак не дольше года. Иначе у табачных компаний появляется возможность с помощью контрпропаганды влиять на общественное сознание, пытаться что-то смягчать, вносить поправки. Нужно вводить запреты максимально быстро, тогда они будут эффективны.
Та же Турция, которая является очень успешным примером борьбы с табачной индустрией, едва не отказалась от запрета на курение в барах и ресторанах в течение переходного периода. Он длился всего год. За это время мелкие торговцы и табачные компании консолидировались и едва не протолкнули поправку, отменяющую эту норму. И только благодаря принципиальной позиции премьер-министра удалось отстоять эту норму.
— В России антитабачным законопроектом вводятся «устрашающие картинки» на сигаретных пачках: изображения гнойных нарывов, младенца в табачном дыму. В Турции это уже введено. Но курильщики вкладывают пачку сигарет в кожаный футляр, и картинки не видно. Никакого эффекта…
— Да, можно спрятать пачку в футляр, но сначала потребитель все же увидит эту картинку. Эффект все равно есть. Курильщики потому и прячут пачку в футляр, потому что их мозг осознает всю серьезность этого предупреждения, всю опасность курения.
— Какие предрассудки в отношении сигарет оказались наиболее стойкими у потребителей?
— Рекламная компания сигарет «Мальборо» была построена на образе курильщика, этакого брутального мужчины. Очень распространенный предрассудок, характерный для многих стран. Ирония в том, что курение вызывает импотенцию. К тому же актер из этой рекламы умер от рака.
А еще курильщики верят в то, что они могут бросить курить в любой момент. Это тоже очень распространенное заблуждение. На самом деле, мало кому дается отвыкнуть от этой привычки. Сами табачные компании поддерживают этот миф. Но это чистой воды пропаганда! Никотин — один из тех наркотиков, который вызывает стойкую зависимость. Начиная с 1970-х годов и в последующие несколько десятилетий табачные компании даже добавляли в сигареты присадки, например аммоний, который усиливал зависимость от курения.
Доказано, что никотин вызывает такую же по силе зависимость, как героин или кокаин. Не случайно в Канаде запрещены любые добавки в сигареты — вкусовые или ароматические, повышающие привыкание. ВОЗ считает, что табачные компании занимаются наркоторговлей, открытой наркоторговлей, тем, что называется драгдилерством.
— Каков ваш прогноз: какая из стран первой введет полный запрет на курение?
— Скорее всего, это будет Новая Зеландия, которая приняла госпрограмму, в соответствии с которой к 2025 году число курильщиков не должно превышать 5% населения. Близки к впечатляющим результатам Малайзия и Сингапур. В этих странах курение уже сейчас перестает быть нормой в сознании граждан. Курильщик там вне нормы морали. В России курение считается обычным делом.