Контракты на вылет

Первый день МАКС-2011 в Жуковском оказался удачным для российских компаний

Анастасия Матвеева
Первый день Международного авиационно-космического салона в Жуковском оказался удачным для российских производителей. «Гражданские самолеты Сухого» подписали твердый контракт на поставки 12 самолетов Superjet-100 в Индонезию, «Вертолеты России» получили заказ на поставки 40 Ми-171 компании «Ютэйр» и еще 450 машин для Минобороны, а «ВСМПО-Ависма» договорилась о поставках Airbus титановых деталей до 2020 года.

Главным событием первого дня МАКС-2011 в Жуковском стал лайнер Dreamliner 787 Boeing. На авиасалоне американская авиастроительная компания представила испытательную модель Dreamliner: внутри самолета почти не было кресел, везде стояли измерительные приборы и цистерны с водой для создания дополнительного балласта. Представители Boeing сообщили, что полет до Жуковского стал последним испытательным полетом: прилетев на МАКС, Dreamliner завершил летные испытания. В скором времени лайнер завершит сертификацию. В сентябре его уже получит японская авиакомпания All Nippon Airways, надеются в Boeing.

Dreamliner собрал вокруг себя целую очередь в отличие от своего основного конкурента — стоявшего рядом самого большого в мире самолета A380 производства европейской Airbus. Но зато A380 показал себя в воздухе. Самым маленьким участником летной программы стал французский CRI-CRI.

Но в первый день летная программа была довольно скромной: участники МАКСа занимались подписанием соглашений и контрактов.

Одними из первых подписали меморандум о поставках авиакомпания «Трансаэро» и Airbus: российский перевозчик планирует получить 8 самолетов Airbus A320 neo, а также опцион на четыре судна.

Каталожная стоимость восьми самолетов составляет $729 млн. Это первые самолеты такого типа в авиапарке «Трансаэро» (сейчас у перевозчика 62 Boeing и 3 Ту-214).

«Гражданские самолеты Сухого» заключили контракт на поставку 12 самолетов Sukhoi Superjet-100 с индонезийским региональным авиаперевозчикам PT Sky Aviation. Документ предполагает поставку воздушных судов в базовой комплектации, она запланирована на период 2012–2015 годов. Стоимость контракта по каталожным ценам без учета скидок составляет $380 млн. Предварительный протокол по этому контракту был подписан в июле в рамках ParisAirShow2011 в Ле-Бурже.

Холдинг «Вертолеты России» заключил с авиакомпанией «Ютэйр» соглашение на поставку 40 многоцелевых вертолетов Ми-171. Сумма контракта составит более 11 млрд рублей, а срок поставки — 2012–2013 годы,

сообщил глава компании Дмитрий Петров. Также холдинг заключил ряд контрактов на поставку более чем 450 вертолетов Министерству обороны России: в рамках гособоронзаказа на 2011 год Минобороны подписано семь долгосрочных контрактов и три краткосрочных; один контракт по поставкам вертолетов КА-52 находится в стадии подписания, рассказал Петров. «Вертолеты России» намерены завершить поставки вертолетов до конца года.

На МАКСе планируется заключить много военных контрактов, сообщил главком ВВС России Александр Зелин. В частности, в ближайшее время на вооружение поступит 120 фронтовых бомбардировщиков Су-34. Из них будут сформированы пять эскадрилий по 24 бомбардировщика.

Поставкой будет заниматься Новосибирское авиационное производственное объединение имени Чкалова. В этом году ВВС России получит шесть бомбардировщиков, в 2012 году — 12 бомбардировщиков.

«Есть тяжелые транспортные самолеты — Ан 124, транспортные Ил-476 (модификация Ил76, в 2011 году будет выпущено в рамках испытательной программы два самолета, производство восстановлено в Ульяновске). В ближайшее время предполагается около 100 таких самолетов закупить Минобороны и еще 50 судов — гражданскими авиакомпаниями», — сообщил он.

Американская авиастроительная корпорация Boeing подписала два меморандума о сотрудничестве. Первое соглашение было заключено с компанией «Базэл Аэро» (оператором аэропортов Сочи, Краснодар, Анапа, Геленджик, Ейск) и Московским государственным университетом геодезии и картографии. Оно предполагает «сотрудничество по повышению эффективности работы и пропускной способности ведущих российских аэропортов». Второй меморандум был подписан с МАТИ — Российским государственным технологическим университетом имени Циолковского, МГУ имени Ломоносова и инженерно-сервисной компанией «Прогресстех». Участники соглашения будут совместно работать над созданием новых материалов и технологий гражданского авиастроения.

Между Airbus, «ВСМПО-Ависма» и корпорацией Goodrich был подписан долгосрочный контракт, в рамках которого российская металлургическая компания будет поставлять титановые штамповки для основных опор шасси самолета А-350-1000 до 2020 года. Разработчиком конструкции и поставщиком основных опор шасси будет компания Goodrich, а «ВСМПО-Ависма» станет поставщиком для шасси всех титановых штамповок. «ВСМПО-Ависма» — основной поставщик титана для Airbus и второй по значимости для компании Boeing.

Среда, второй день авиасалона, сулит новые контракты. Российская авиакомпания «Аэрофлот» 17 августа планирует подписать контракт на 50 самолетов МС-21. А «Объединенная авиастроительная корпорация» в рамках авиасалона заключит контракты на поставку заказчикам около 100 самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet, сообщил президент ОАК Михаил Погосян.

В 2011 году ОАК планирует увеличение выручки на 40% по сравнению с 2010 годом, в том числе за счет контрактов на МАКСе. А к 2025 году ОАК рассчитывает поставлять от 40 до 60 самолетов на мировой рынок и занять долю 25–30% мирового рынка, поделился планами Погосян.