Панама мимо

Китай намерен построить альтернативу Панамскому каналу

Алексей Топалов, Глеб Климентьев
Китай построит альтернативный Панамскому «сухопутный канал». Железнодорожная трасса через Колумбию соединит побережья Тихого и Атлантического океанов и должна стать новым экспортным направлением Китая. Но риски высоки, предупреждают эксперты: колумбийский режим нестабилен, да и экономическая целесообразность проекта под вопросом.

Китай собирается проложить новую железнодорожную магистраль через Колумбию. Проект уже называют «сухопутным каналом», так как он может стать альтернативой Панамскому. Магистраль протяженностью 220 км соединит тихоокеанское побережье Колумбии с новым городом на атлантическом побережье, который будет построен к югу от Картахены. Там будет располагаться производство по сборке товаров из китайских комплектующих, которые затем пойдут в страны Южной Америки. В обратном направлении будет поставляться колумбийское сырье, которое с терминала на побережье Тихого океана будет транспортироваться в Китай. Что именно будет поставляться, не сообщается.

Предложение китайцев «реально и тщательно проработано», заявил президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос

в интервью Financial Times: Китай провел оценку необходимых инвестиций и стоимости транспортировки в расчете на тонну груза. По словам Сантоса, эти оценки «имеют смысл». Помимо прочего, как пишет FT, Богота рассчитывает, что новая железная дорога поспособствует одобрению соглашения о свободной торговле между США и Колумбией в американском конгрессе.

На Панамский канал приходится около 5% всего мирового судоходства: в сутки он пропускает около 40 судов. В прошлом году Панамскому каналу исполнилось 90 лет, и сейчас он частично реконструируется. Причиной для реконструкции стала растущая конкуренция со стороны Суэцкого канала и американских железных дорог за контейнерные перевозки из Китая и Юго-Восточной Азии на восток США и в Западную Европу. Реконструкция Панамского канала предполагает создание двух блоков шлюзов — со стороны Тихого и Атлантического океанов — и углубления дна, с тем чтобы могли проходить суда дедвейтом до 120–130 тысяч тонн. Общий объем инвестиций в работы по реконструкции превышает $5 млрд.

«Пропускная способность Панамского канала невысока, и те проекты модернизации, которые намечены и реализуются, будут недостаточны для увеличения грузопотока,

— отмечает старший эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — В связи с этим строительство альтернативного транспортного пути выглядит оправданным, особенно для Китая».

Речь идет в первую очередь о поставках в Колумбию товаров широкого потребления, полагает эксперт. В потенциале возможны поставки высокотехнологичного оборудования. Китай, в свою очередь, будет получать энергоносители, природные ресурсы (например, уголь) и продовольствие. «Это будет традиционная схема торговли с Китаем», — отмечает политолог.

Сейчас основные направления, по которым КНР ведет свой экспорт, — Суэцкий канал и путь в обход Африки с юга. «Первый осложняется проблемами с Египтом и может привести к обрубанию трафика, направленного на Европейский союз, — указывает Абзалов. — Второй – проблемами с пиратами. Все это повышает себестоимость товаров». Впрочем, Колумбия с ее режимом тоже не выглядит стабильным каналом поставок. Это страна с высокими политическими рисками, отмечает эксперт.

Есть и чисто экономические причины, которые ставят под вопрос целесообразность новой инициативы Китая.

«Производительность и цена железнодорожных перевозок делают их значительно менее выгодными, чем морские,

— поясняет гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Средний объем груза, который перевозит железнодорожный состав, 6–7 тысяч тонн (это показатель для североамериканских железных дорог, в России он составляет около 3,5 тысяч тонн), в то время как средняя грузоподъемность одного парохода, проходящего по Панамскому каналу, около 70 тысяч тонн».

Кроме того, те грузы, которые по каким-либо причинам не проходят через собственно канал, и так без проблем переваливаются через стивидорные мощности Панамского перешейка и транспортируются по той же железной дороге с побережья Тихого океана на берег Атлантического и обратно. «Чтобы появилась реальная, а главное, востребованная альтернатива Панамскому каналу, нужны очень серьезные изменения, — подчеркивает Безбородов. — 220 км железнодорожной магистрали через Колумбию к таковым не относятся».