В России разработали новый ГОСТ по безопасности пешеходов на проезжей части

Алексей Куденко/РИА «Новости»

Российский дорожный научно-исследовательский институт (РосдорНИИ; подведомственен Минтрансу) разработал проект ГОСТа по безопасности пешеходов на проезжей части, пишет газета «Коммерсантъ». Это третья редакция документа, первая версия была представлена еще в 2020 году. Прежде требования к безопасности пешеходов упоминались в разных ГОСТах и сводах правил, а единого нормативного документа на эту тему не существовало.

В РосдорНИИ изучили российский и зарубежный опыт по обеспечению безопасности пешеходов и определили самые эффективные, по их мнению, меры, говорится в заметке. К примеру, в новой версии документа упоминаются такие термины, как «дивертор» (ограждение для перекрытия сквозного проезда на перекрестке) и «рефюж» (защитный элемент перед островком безопасности для предотвращения наезда автомобилей на пешеходов).

Еще один термин в проект ГОСТа пришел из автоспорта. С помощью «шикан» предлагается ввести «зигзагообразное движение» машин с помощью направляющих трапециевидных или овальных островков в качестве метода «успокоения движения» в районах жилой застройки. Его разрешат применять на улицах с низкой интенсивностью движения протяженностью не более 200 м — за пределами федеральных трасс, мостов, путепроводов, эстакад и не ближе 100 м к железнодорожным переездам.

Среди прочих методов «успокоения движения» автомобилей — приподнятые на 8 см над проезжей частью перекрестки с введением ограничения скорости в 20–40 км/ч, сокращать число полос или уменьшать их ширину, организовывать «зигзагообразное движение» с помощью направляющих трапециевидных или овальных островков. Также документ ограничивает скорость на подъезде к нерегулируемым пешеходным переходам: внутри микрорайонов лимит не должен превышать 20 км/ч, на улицах и дорогах местного значения – 30 км/ч, на магистральных улицах районного значения – 40 км/ч, на загородных дорогах – 70 км/ч.

В РосдорНИИ рассчитывают утвердить и ввести в действие стандарт в 2022–2023 годах. При этом в ГИБДД остаются вопросы к документу: в ведомстве считают, что без должных оснований внедрять подобные предложения не имеет смысла, а приподнятые переходы, совмещенные с «лежачим полицейским», могут помешать движению машин с низким клиренсом.