В 2021 году в России было отозвано почти 325 тыс. ед. транспортных средств, что в два раза меньше, чем по итогам двух прошлых лет, когда на ремонт отправили примерно по 650 тыс. ед. В разговоре с «Газетой.Ru» представители Росстандарта объяснили, чем обусловлено столь резкое снижение количества отзываемых автомобилей.
Как рассказали в ведомстве, прежде всего это связано с тесным взаимодействием с производителями посредством специальной цифровой платформы, а также началом консультативной деятельности во второй половине 2015 года, когда было согласовано 47 отзывных программ с 28 тыс. автомобилями.
С систематизацией этой деятельности в 2016 году было согласовано 90 программ с 1,1 млн авто, в 2017 году – 141 программа с 1,5 млн авто. Потом началось постепенное снижение количества отозванных машин: 950 тыс. авто в 2018 году (122 программы), 650 тыс. авто в 2019-м (139 программ) и столько же в 2020-м (146 программ). Такую динамику объяснили отложенным эффектом: в России накопились машины, по которым ранее автокомпании принимали решения об отзыве в рамках глобального рынка.
«Сегодня же данная сфера вошла в «рабочий режим» с возможными «всплесками», как это было при обнаружении массовых проблем с подушками безопасности Takata», — объяснили в Росстандарте.
Снижение числа отозванных на ремонт авто также связывают с запущенной в 2018 году программой по натурным испытаниям техники (на текущий момент проведены тесты 34 единиц) и повышением возможности дистанционного контроля на рынке благодаря системе оформления документов ОТТС в электронном виде в связке с системой ЭПТС. Эти мероприятия привели к более ответственному подходу автопроизводителей к вопросам конструирования техники, соблюдения технологии ее производства и выбора поставщиков компонентов, отметили в ведомстве.
Еще одной причиной в Росстандарте назвали общую мировую тенденцию по снижению объемов производства: в 2019 году – 90,9 млн авто, в 2020 году – 76,2 млн авто, в 2021 году – 74,7 млн авто. На характере поступающих данных сказываются сокращение объемов производства машин и тенденция по снижению активности эксплуатации автомобилей в условиях эпидемиологических ограничений.
Наконец, в статистику отзывов за 2021 год не попали автомобили, ремонт которых начнется в июле 2022 года согласно решению Евразийской экономической комиссии. Она предусмотрела возможность не оснащать большинство категорий ТС устройством или системой вызова экстренных оперативных служб до 30 июня 2022 года включительно.