Переработки и фальсификации. Почему в Петербурге горят и тонут автобусы

Автоэксперт Михайлов: в Петербурге водители автобусов работают после 20-часовых смен

Автобус, упавший в реку Мойку в Санкт-Петербурге, 10 мая 2024 года Валентин Егоршин/ТАСС
После падения рейсового автобуса в Мойку в Санкт-Петербурге силовики решили разобраться, что происходит в петербургских перевозках пассажиров. До резонансного ДТП в городе хронически горели трамваи и автобусы, новый пожар произошел и сегодня. Как рассказали «Газете.Ru» эксперты отрасли, местные власти заинтересованы прежде всего в экономии бюджета, а сам транспортный бизнес, извлекая прибыль, не хочет вкладываться в безопасность.

Хронические проблемы

10 мая рейсовый автобус под управлением водителя Рахматшоха Курбонова упал в реку Мойку в центре Санкт-Петербурга. На время следствия суд заключил водителя под стражу на два месяца. Курбонов заявил, что у автобуса не сработали тормоза. После аварии в городе планируют проверить всех перевозчиков, соответствующее поручение дал руководителю местного подразделения Следственного комитета РФ председатель ведомства Александр Бастрыкин.

Ситуация в транспортном комплексе Санкт-Петербурга вызывала обеспокоенность уже давно. Как ранее писала «Газета.Ru», за 2022 и 2023 годы пожары в петербургских автобусах приобрели лавинообразный характер: около 20 машин были уничтожены или повреждены огнем (по состоянию на первую половину 2023 года).

Как правило, эти случаи происходили в летнее время, когда охлаждение двигателя у машин работало на пределе. Большие 12-метровые газомоторные автобусы с огромными баллонами метана на крыше один за другим горели из-за нарушения целостности шланга гидропривода вентилятора: с него попросту срывало хомут, после чего мелкая масляная дисперсия распылялась на раскаленный коллектор, объясняли механику возгорания эксперты.

Иногда случались довольно курьезные ДТП, например, случай в июле 2023 года на перекрестке проспекта Стачек. Тогда из моторного отсека автобуса марки Volgabus прямо на ходу выпали двигатель и коробка передач. Только после публикации «Газеты.Ru» Росстандарт как регулятор в области допуска транспорта на дороги общего пользования обратил внимание на хроническую проблему.

Казалось бы, что ситуация должна была решиться, но следом в Петербурге стали гореть трамваи, и пожары в автобусах также продолжились.

Очередной пожар в «лазурном» (так их прозвали горожане за характерный цвет ливреи) автобусе произошел сегодня, 14 мая. На Парашютной улице загорелась машина компании «Третий парк», сообщается, что пострадавших нет.

Дешевая рабочая сила

Второй после пожаров бич петербургского пассажирского транспорта связан с тем, что бизнес-модель автобусных перевозчиков Санкт-Петербурга ориентирована на максимальное снижение издержек и привлечение на работу трудовых мигрантов, готовых работать за двоих и не высказывать претензий, пояснил «Газете.Ru» сотрудник профильного журнала по спецтехнике «Грузовик Пресс» Андрей Михайлов.

«Бизнес перевозчиков-частников, работающих в Санкт-Петербурге на «лазурных» автобусах, построен на максимальном снижении издержек и привлечении в качестве рабочей силы мигрантов, местные к ним не идут. Там зарплата ниже, чем на госпредприятии, и сложные условия», — рассказал Михайлов.

По его словам, мигранты соглашаются выйти на работу даже после 20-часовой смены. Строгий контроль за режимом труда и отдыха технически реализуем, но если его ввести, возникнет транспортный коллапс, заявил эксперт.

Тахографы (приборы контроля времени труда и отдыха водителей) используются везде, кроме городских перевозок, и их внедрение постоянно откладывается. В Москве используется система «Антисон», она сообщает диспетчеру, если водитель зевает или отвлекается, и с ее внедрением число тяжелых аварий с городскими транспортом уменьшилось. В Санкт-Петербурге аналогичную систему уже внедряют государственные перевозчики, но у частных ее пока нет, указал Михайлов.

Контроля нет

У городских чиновников и федеральных ведомств есть возможности следить за тем, с какими компаниями они заключают контракты на перевозки, и соответствует ли их деятельность условиям договора и требованиям безопасности. Контроль транспортной безопасности обеспечивает и Ространснадзор, рассказал «Газете.Ru» зампред комитета по транспорту Госдумы Юрий Григорьев.

«Орган, выдавший лицензию, должен смотреть на соответствие лицензионным условиям. Рассматривать порядок прохождения медосмотров, условия приема на работу и самой трудовой деятельности – сколько часов водители работают. Все необходимые законы написаны, нужно только их исполнять. Переработки можно отслеживать с помощью систем, вроде «Платона» и других. Руководители предприятий должны нести серьезную ответственность, терять лицензии на деятельность», — заявил депутат.

Дефицит водителей в России ощущается и в автобусных, и в грузовых перевозках, поэтому на работу по перевозке людей и грузов транспортные компании нанимают всех, кого могут найти, подчеркнул в беседе с «Газетой.Ru» вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин.

«У нас существуют предрейсовые осмотры, но на протяжении многих лет они являются объектом фальсификации», — отметил он.

По его словам, городские власти, лицензирующие пассажирские перевозки, не заинтересованы в контроле.

«Единственная задача чиновников – обеспечить работу транспорта с минимальными издержками для регионального бюджета. И не будем скрывать, что коррупционная составляющая может иметь место – особенно зная, как все устроено в Петербурге. На этих торгах играют одни и те же организации, которые хорошо знают друг друга, и чиновников знают», — заключил Шапарин.

«Газета.Ru» обратилась в пресс-службу администрации Санкт-Петербурга с вопросами о том, какие меры будут приняты после аварии с упавшим в Мойку автобусом, и о возможной ответственности должностных лиц. В Смольном переадресовали вопросы в комитет по транспорту, но там на них не ответили на момент публикации материала. Ространснадзор также не ответил на вопросы «Газеты.Ru» о мерах реагирования, которые должны быть приняты после громкой аварии.