Самым простым способом обезопасить себя от переплаты за дополнительное оборудование, которое устанавливают дилеры, является прямая покупка машины у автопроизводителя. И сейчас это возможно через специальные сервисы онлайн-продаж — их запустили компании Hyundai, Renault, Kia, Volkswagen, Lada и УАЗ.
При онлайн-покупке клиент самостоятельно из доступных опций выбирает те, которые считает нужными. При этом цена, указанная при оформлении заказа, останется неизменной, подчеркивают в автокомпаниях. По словам официального представителя Volkswagen в России Андрея Гордасевича, в такой ситуации дилер не вправе настаивать при выдаче автомобиля на каких-либо доплатах,
поскольку покупка через сайт — это публичная оферта.
Интернет-продажи автомобилей постоянно растут. Как сообщили «Газете.Ru» в российском офисе Renault, если в 2016 году (когда компания запустила онлайн-шоурум) их доля составляла 0,6% от общего количества реализованных в России машин, то сейчас она выросла до 9,2%.
В неофициальных беседах представители автомобильных брендов признают, что не могут заставить дилерские центры продавать машины без дополнительного оборудования. Они советуют покупателям использовать все имеющееся варианты компромиссов с дилером, в том числе автокредит и «трейд-ин».
Пойти к китайцам
И если автодилеры европейских, американских, корейских и даже отечественных марок злоупотребляют своим текущим положением, то
торговые сети китайских брендов максимально замотивированы дистрибьюторами набирать новых клиентов.
Выгодные предложения готовы сделать, в частности, марки Haval и Geely. В разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» менеджеры автосалонов этих компаний заявили, что купить авто без допоборудования — возможно.
Путешествие за машиной
Еще одним способом приобрести автомобиль без переплаты (или с небольшой наценкой) эксперты считают покупку машины у региональных дилеров. Около 10-15% покупателей новых автомобилей готовы отправиться за машиной в другой регион, рассказал «Газете.Ru» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. По его словам, из-за дефицита автомобилей на рынке и навязывания дилерами дополнительного оборудования доля таких людей в перспективе будет только расти.
«Определенная часть потенциальных покупателей активно сравнивает предложения дилеров не только в своем городе, но и в других регионах», — отметил он.
По словам эксперта, нередко расходы на билеты и перегон автомобиля перекрывают разницу между стоимостью машины, например, в Москве и Казани.
С ним согласен партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Если раньше покупатели из регионов ехали за машинами в Москву, Санкт-Петербург и другие мегаполисы, то теперь наблюдается обратный процесс, считает он.
«В регионах по сравнению с крупными городами заметно ниже покупательская способность, поэтому дилеры там не так сильно задирают цены на дополнительное оборудование»,
— объяснил эксперт.
В регионах нередко получается найти машину в той комплектации, которой, к примеру, нет в Москве или другом крупном городе, отметил в беседе с «Газетой.Ru» эксперт по подбору автомобилей Алексей Вербицкий. Однако в этом случае нужно четко понимать, что машина не будет ждать клиента, добавил он. Есть риск, что автомобиль уже продали, а другого такого за эти деньги в автосалоне просто нет, предупредил автоподборщик.
Ситуация с принудительной установкой на машину дополнительного оборудования фактически является навязанной услугой, соглашаются юристы. Несмотря на это заставить дилера продать машину без них, крайне сложно,
добавляют они.
«Необходимо будет доказать, что именно в тот момент, когда клиенту отказали в продаже машины без допов, на складе дилера были варианты в заводской комплектации. На практике это сделать практически нереально», — отметил юрист Сергей Смирнов (признан в РФ иностранным агентом).
Поведение дилеров в среднесрочной перспективе сыграет против них самих же, уверены эксперты.
«Люди понимают, что могут купить те же коврики или сигнализацию в соседнем магазине в десять раз дешевле, чем в автосалоне, — отметил вице-президент НАС Антон Шапарин. — В обозримом будущем примерно четверть новых автомобилей в нашей стране будет продаваться минуя дилера через Интернет».