Выручка агрегатора «Яндекс.Такси» (он же сервис Yandex Go, принадлежит одноименному российскому IT-гиганту) во II квартале 2021 года увеличилась более чем вдвое по отношению к аналогичному периоду прошлого года – до 15,4 млрд рублей. Валовая стоимость заказов в тот же период возросла на 164%, до 134,9 млрд рублей, сообщила корпорация в квартальной отчетности.
За полугодие рост выручки агрегатора составил внушительные 78% (до 31 млрд рублей), валовая стоимость заказов возросла при этом на 89% (до 251 млрд рублей).
При этом рост доходов ощутили и водители такси, работающие с сервисом, уверяют в «Яндексе».
«В первом квартале текущего года водители-партнеры заработали в общей сложности 104 млрд рублей, что равно трети их общего заработка за 2020 год,
— сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе «Яндекс.Go» (также включает сервисы доставки и каршеринга), – В 2020 году водители-партнеры сервиса заработали на заказах 300 млрд рублей против 260 млрд в 2019-м».
Данных о доходах именно водителей за второй квартал в «Яндекс Go» не раскрыли, как и информацию о среднем чеке за поездку, однако отметили, что
«стоимость поездки рассчитывается сложным алгоритмом с учетом множества факторов. Среди них, например, такие как время в пути и баланс спроса и предложения».
Между тем, по данным Департамента транспорта Москвы, в I квартале 2021 года
одна поездка по городу на такси обходилась пассажиру в среднем в 448 руб. против 434 руб. годом ранее.
На фоне продолжающейся пандемии спрос на такси повысился, а количество машин на линии уменьшилось, отмечают представители отрасли. Дефицит машин привел к более частому включению повышенных тарифов в агрегаторах.
«Сейчас, количество водителей сократилось и тарифы подросли – за счет этого водители стали больше зарабатывать. Люди стали больше ездить на такси, потому что многие боятся ездить в общественном транспорте», — объяснил «Газете.Ru» председатель Московского профсоюза таксистов Николай Кодолов.
Кроме того, взрывной рост показателей агрегаторов вызван эффектом низкой базы – в первой половине 2020 года в стране действовали строгие ограничения на передвижение, напомнил он.
По словам представителя отрасли, на фоне роста активности пассажиров и дефицита такси доходы водителей в 2021 году существенно выросли.
«Если в 2019 году средний заработок таксиста за смену в 10-12 часов составлял после вычета комиссии где-то 7 тыс. рублей, то сейчас 10-11 тыс. рублей», — уточнил Кодолов.
Показатели 2020 года брать за точку отсчета сложно из-за полугода жестких ограничений, отметил он. Ощутимого роста комиссии агрегаторов на автомобили массового сегмента в последнее время не происходило, отмечает глава профсоюза – за исключением повышения комиссии «Яндекса» на тариф Ultima (машины представительского класса – «Газета.Ru»), которое произошло в конце 2019 года.
Эффективная комиссия сервиса сохранялась на уровне 9-10% (этот показатель не менялся) и сервис возвращает значительную часть своей комиссии водителям в виде вознаграждений, возражают в «Яндекс.Go». Впрочем, рядовые водители такси говорят, что работы в 2021 году стало значительно больше, но оценивают свои доходы гораздо скромнее.
Один из шоферов агрегатора, работающий на автомобиле класса «Комфорт», (Skoda Octavia, Hyundai Elantra и подобные), рассказал «Газете.Ru», что за смену в настоящее время удается заработать «чистыми» не более 3 тыс. рублей.
«Мне на руки получается 2,5-3 тыс. рублей за 10-12 часов работы. За аренду машины в смену нужно отдать 2,5 тыс. рублей, еще 1,5 тысячи уходит на топливо, если машина работает на газу. На бензине – 2 тысячи, – перечислил водитель. — Комиссия агрегатора за машину «Комфорт» получается 22-23%».
Дополнительную часть расходов составляют штрафы, которых иногда набирается до 2,5 тыс. рублей в месяц, однако здесь все зависит от стиля вождения.
«Я стараюсь ездить аккуратно, скорость не превышать, и уже два месяца не получал штрафов. Но на дорогах встречаются места, где ограничение скорости в 70 км/ч вдруг внезапно превращается в 60, и вот там можно попасть», — объясняет он.
Работа агрегаторов сделала услугу доступной для широких слоев граждан, однако для регулирования рынка такси и поддержания условий работы отрасли необходим продуманный и универсальный закон, учитывающий интересы бизнеса, государства и граждан, уверен депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. Нынешнее законодательство в этой области устарело, отмечает депутат, и местные власти часто берут инициативу на себя, чрезмерно усиливая контроль.
«Пока не будет качественного закона, лучше оставить рынок как есть – он сам себя отрегулирует.
Либо надо принимать такой закон, который распределит полномочия, установит контроль – в том числе и в вопросе страховки пассажиров», — подчеркнул в беседе с «Газетой.Ru» Лысаков.
Важным обстоятельством Лысаков считает необходимость страховать ущерб пассажирам такси в случае ДТП, однако если цена на эту услугу будет невысокой.
Некоторые агрегаторы уже сейчас предлагают доплатить к стоимости заказа 1 рубль и получить гарантию компенсации в 2 млн рублей, если пассажир пострадает в ДТП, отмечает депутат.
«Все эти вопросы необходимо прописывать законодательно», — подытожил Лысаков.