Затраты россиян на заправку автомобилей в течение последних пяти лет существенно возросли. На бензин и дизельное топливо не менее 71% автомобилистов всей страны тратят более 4 тыс. рублей в месяц – пять лет назад их число не превышало 61%, свидетельствуют данные опроса автомобильного классифайда «Дром.ру».
В июле нынешнего года 26% опрошенных граждан оценили оставляемую на бензоколонках сумму в 4-6 тыс. рублей в месяц.
В целом по России 46% опрошенных автомобилистов отдают за бензин 6 тыс. рублей и более в месяц. При этом за прошедшие годы существенно выросло число тех, кто вынужден тратить на это гораздо больше.
Так, в полтора раза (с 10% до 16%) увеличилось число тех, кому на топливо требуется более 10 тыс. рублей в месяц.
Автомобилисты, которым на заправку машины требуется меньше 2 тыс. рублей в месяц, в подавляющем меньшинстве – за пять лет их число сократилось почти вдвое – до 4% (см. инфографику).
Рост затрат среди автовладельцев происходит на фоне неуклонного увеличения цен на топливо, при этом бензин в России обычно дорожает независимо от конъюнктуры нефтяных цен.
По относительно недавним подсчетам Российского топливного союза, в цене одного литра моторного топлива себестоимость добычи сырья не превышает 7%, более 20% приходилось на акциз, еще 30,6% — налог на добычу полезных ископаемых, менее 10% — переработка и транспортировка. Остальное – НДС, содержание автозаправок и прибыль на этапе оптовой и розничной продажи.
Притом если в апреле 2016 года среднероссийская цена бензина Аи-92 составляла 34 рубля за литр, то в июле 2021-го она увеличилась на 34% — до 45,7 рублей, свидетельствует статистика портала Autotraveler, аккумулирующего топливные цены в разных странах. Аналогично, на 34%, за 5 лет подорожал и «девяносто пятый» — с 36,8 до 49,6 рублей за литр. Сильнее всего скакнуло дизельное топливо: если весной 2016 года литр солярки стоил в среднем 34,9 рубля, то сейчас – 49,8 (рост на 42%).
В среднем литр автомобильного бензина в России в июне 2021 года продается за 48 рублей,
— свидетельствуют данные Росстата.
При этом структура затрат автомобилистов на топливо по регионам крайне неравномерна. В тех областях, где при суровом климате велики расстояния между городами или плохо развит общественный транспорт, использование личных машин становится жизненной необходимостью.
Чем севернее и восточнее, тем дороже
Самый высокий процент экономных автомобилистов живет на Северо-Западе России (исключая Санкт-Петербург), в Приволжье и в южных регионах страны: около 30% респондентов из этих регионов по расходам на заправку укладываются в 4000 рублей в месяц, говорится в исследовании. На эту сумму можно купить всего 88 литров бензина если брать среднюю розничную цену на российских АЗС не по Росстату, а согласно индексу «Петрол Плюс», где указано 45 рублей за литр.
Доля тех граждан, у которых на бензин уходит свыше 10 тыс. рублей в месяц, выше всего на Дальнем Востоке: почти 20%.
Несильно от них отстают Москва и Санкт-Петербург (17,5% и 16% соответственно). Меньше всего таких автомобилистов в Приволжье и на Урале (11 и 12%).
Среди субъектов федерации абсолютный рекордсмен в этом отношении Якутия (почти 30%) – с ее большими расстояниями между населенными пунктами, суровым климатом и удаленностью от нефтеперерабатывающих заводов. Высок этот показатель в Приморье, Новосибирской области и в Крыму.
Большие затраты на топливо жителей Дальнего Востока объясняется тем, что в этом регионе ситуация с ценами на горючее особенно сложная, объясняет «Газете.Ru» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Заправок крупных, вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) там недостаточно, а цены на частных заправках зачастую существенно выше.
«В Дальневосточном федеральном округе на независимых АЗС литр топлива обходится потребителю на 4-5 рублей дороже, чем у ВИНКов, сказал Аркуша «Газете.Ru», — Переломить ситуацию в этом отношении позволило бы субсидирование тарифов на перевозку нефтепродуктов по железной дороге».