Спустя 2,5 года в Москве появился парк из 600 электробусов – больше, чем в любом крупном европейском городе. Сравнить легко: по последним данным, в Лондоне работает около 400 электробусов, в Париже − свыше 230, в Берлине более 100, в Амстердаме и пригороде − 246.
За 2020 год количество электробусов в Москве увеличилось вдвое. Машины работают на 42 маршрутах почти во всех частях города. По данным Департамента транспорта, в ближайшие два года в Москву придут еще 820 электробусов.
А к 2024 году их количество превысит 2,2 тысячи − треть наземного транспорта. Москва задала тенденции и для регионов − электробусы начали появляться и в других городах. Они курсируют по маршрутам Санкт-Петербурга, Владивостока и Самары. Тестовые испытания инновационного транспорта проводились в Хабаровске, Калининграде и других городах.
Несмотря на очевидный технологический прорыв, электробус получил долю критики урбанистов. Мы поговорили с экспертами, чтобы понять, как электробусы переносят иногда такие суровые московские зимы, есть ли проблемы в работе транспорта и можно ли их решить.
Электробусам нужна инфраструктура – как любой экологичный транспорт он заряжается от станции. С появлением автобусов на электрической тяге на конечных остановках их маршрутов стали появляться ультрабыстрые зарядки – 6-10 минут и электробус заряжен. Сейчас в городе уже 153 зарядные станции.
Поставка электробусов в город происходит быстрее, чем развитие сети. С одной стороны, это вызывает временные скопления электробусов у зарядных станций, с другой – машины на электробусных маршрутах курсируют часто, и пассажирам не приходится ждать транспорт. Это особенно актуально в жаркую или морозную погоду. По информации из Департаменты транспорта, в ближайшие два года в город придут еще 230 зарядных станций.
«Выпуск электробусов на существующих маршрутах сейчас даже чуть больше запланированного. Конечные станции, где расположены зарядные устройства, изначально рассчитаны на меньшее число машин – именно поэтому сейчас, когда электробусы заходят на зарядку, возникает скопление. Исправить это можно, прежде всего, развитием сети: электробусы будут распределяться по маршрутам более равномерно, появятся новые конечные зарядные станции, или же существующие станции будут расширяться под добавление новых маршрутов», − объяснил эксперт Российского университета транспорта (МИИТ) Александр Чекмарев.
Другая проблема электробусов, которая часто обсуждается критиками, – перебои в работе электробусов в зимнее время года. Производители московских электробусов – ГАЗ и КАМАЗ – заявляют, что перед выпуском машины испытывали 9 месяцев, в том числе на городских маршрутах зимой. По словам производителей, электробусы проектировались, изготавливались и испытывались, чтобы подготовить их к работе при температурах от -40 до +40 градусов.
«В современных электробусах система термостатирования литий-титанатной батареи − электробус может работать в оптимальных режимах при любых погодных условиях, − рассказывает Денис Ендачев, Исполнительный директор по информационным и интеллектуальным системам ФГУП «НАМИ», кандидат технических наук, − система термостатирования − инновационная разработка, которая при температуре окружающей среды ниже нуля подогревает батарею, а выше 30 градусов производит ее охлаждение.
Сегодня цель города – перевести весь транспорт на экологически чистый. Уже сейчас российские производители ГАЗ и КАМАЗ разрабатывают электробусы с климатической установкой, работающей полностью за счет электроэнергии, – без дизельного отопления. Партия электробусов, которую поставят в 2022 году, уже не будет оснащена дизельными обогревателями и будет работать только на электроэнергии. Планируется, что к 2030 году парк Мосгортранса станет полностью «зелёным».
Московский метрополитен зимой работает как часы, также как и в другие времена года. Погодные условия, в том числе снегопады и низкая температура, не влияют на график движения поездов. Сотрудники метро проводят для этого все необходимые работы. Например, для очистки путей каждого электродепо от снега для обеспечения безопасного и бесперебойного выпуска на линии метрополитена подвижного состава ежедневно задействуется от 8 до 60 работников метро, в зависимости от количества выпавшего снега и протяженности путей. Также для уборки путей от снега мы используем специально предназначенную для этих целей снегоуборочную машину (СММ).
Ранее аналитики международного объединения крупнейших метрополитенов CoMet отметили, что Московский метрополитен одним из первых внедряет самую передовую технологию — виртуальные транспортные карты. Их использование является главным мировым трендом развития билетных систем. Благодаря применению таких цифровых технологий пассажиры будут экономить время, а пополнять и использовать карту станет намного удобнее и проще, говорилось в отчете CoMet.