Разработка проекта началась 15 лет назад, а непосредственно строительство - в 2011 году. В итоге сооружены 344 километра дороги, 53 моста и 46 оленьих переходов.
Даже неспециалисту понятно, что строительство на болотистой местности надёжной трассы — дело непростое.
Потребовалось более миллиона самосвалов грунта для отсыпки и асфальтобетонной смеси, уложено четыре миллиона квадратных метров щебня. В строительстве было задействовано более 25 дорожных организаций. В пиковый период на объекте работало более 2000 специалистов и более 300 единиц техники.
«Сотни человек трудились здесь круглые сутки, чтобы сдать объект в указанные сроки», – рассказал первый заместитель генерального директора ООО «Уренгойдорстрой» Виталий Дмитриев.
До этого дня на участке между Надымом и Салехардом в холодное время года действовал зимник, а в межсезонье и летний период движение автомобилей вообще прерывалось. Жители запада региона, чтобы добраться до большой земли, использовали самолет или паром. Теперь же проезд стал круглогодичным.
Таким образом, время в пути между городами сократилось в три раза – с 15 часов по зимнику до 4-5 часов.
Очевидно, что сквозной проезд между двумя городами даст новые возможности для ведения бизнеса в западной части региона. Все это благодаря тому, что грузы можно будет перевозить без сезонных перерывов и риска задержать поставку.
Эксперты отмечали, что отсутствие дороги сдерживало приход в окружную столицу и ближайшие населённые пункты крупных торговых сетей. Еще до запуска движения по трассе ряд компаний выразили готовность открыть свои магазины в Салехарде, например, «Пятерочка».
На церемонии открытия проезда присутствовал губернатор Ямала Дмитрий Артюхов.
«Самый главный эффект, конечно, социальный. Жители запада нашего региона очень долго этого ждали, — говорит Артюхов. — Конечно, мы за эти годы приноровились, и зимники строили. Хотя мы все прекрасно помним, какими непростыми они стали за последние годы».
Губернатор заметил, что теперь, действительно, стало теплее. Вместо привычного декабря из-за теплой погоды открытие зимников случалось и в январе, как, например, в прошлом году. У людей переносились новогодние планы.
«Летний период тоже – паром. К этому все привыкли, но это ненормально, что такой мощный регион с такими возможностями был разорван на две части. Конечно, это надо было исправлять», — считает глава региона.
Губернатор отметил, что реализация этого проекта была непростой с экономической точки зрения.
«Я не знаю больше ни одного примера в нашей стране, чтоб регион взял на себя задачу построить свыше 300 километров дороги. Такого просто нет, — отметил Артюхов. — Были годы, что мы особо не продвигались, когда бюджетная ситуация это не позволяла. Но тем не менее маленькими шажками мы все-таки к этому дню пришли».
Экономический эффект, конечно, тоже выраженный, признал губернатор.
«Это совсем другие возможности для бизнеса. Жители запада нашего региона уже чувствуют, как всё меняется, приходят новые сетевые компании. Я надеюсь, что за этим последует повышение качества предлагаемой продукции, — рассказал губернатор. — Надеюсь, простые жители почувствуют, что выбора стало больше. Также это будет импульс для бизнеса. Эффекты будут разнообразные, и мы это почувствуем в ближайшее время».
Дорога открывает новые перспективы, подтверждает предприниматель из Надымского района Жанна Гусак.
«У нас очень много сырья из западной части округа, которое теперь доставлять будет проще. Кроме того, расширяются возможности для экспорта за пределы округа, открывается постоянный доступ к железной дороге в Лабытнанги», – подчеркнула она.
«Я как житель Салехарда очень рад, потому что я знаю эту дорогу. Помню, как зимники проходили, как мы сутками по ним мотались, работали. А теперь 4-5 часов спокойной езды, я думаю, это очень хорошо», - заявил Андрей Картошкин, руководитель проекта ООО «НОВА».
Строительство дороги продолжается.
По рекомендации инженеров, часть трассы, а именно 183 километра, пока останется в щебне.
«Мы видим, как меняется климат. Приглашали специалистов, проектные институты, которые изучают состояние мерзлоты - она меняется, — объясняет Артюхов. — Мы это видим и на дороге, и в городах. Но на это есть инженерные ответы. Одна из основных рекомендаций – дорога должна год-два отстояться в щебне. Это позволит выявить особенности рельефа и провести дополнительные мероприятия перед тем, как покрывать ее асфальтом».
«Мы обязательно сделаем всю дорогу в твердом покрытии – это понятная задача, — пообещал губернатор Ямала. — Но специалисты советуют на время поставить трассу на жесткий мониторинг, определить слабые места, усилить их. Думаю, в 2023-2024 году мы вернемся к тому, чтобы ее окончательно сделать», — подчеркнул Артюхов.