Без бумаги: в каких случаях можно оформить ДТП дистанционно

По всей России теперь можно оформить ДТП с двумя машинами дистанционно

Depositphotos
Российские автомобилисты смогут с 1 ноября оформлять электронные извещения о ДТП вместо бумажных. Для этого необходимо использовать мобильное приложение, вызов сотрудников ГИБДД необязателен. Однако есть важные условия и нюансы.

Водители во всех регионах страны с воскресенья, 1 ноября, могут оформлять электронное извещение о дорожно-транспортном происшествии. Как сообщает ТАСС, для этого необходимо использовать мобильное приложение «Помощник ОСАГО».

Вызов сотрудников ГИБДД на место аварии теперь необязателен, как и бумажное извещение о ДТП. Причем воспользоваться новой опцией могут не только физические, но и юридические лица.

Электронное извещение равноценно «классическому» бумажному, но оформить его можно только при несерьезных ДТП. Во-первых, столкнуться должны не более двух автомобилей; во-вторых, не должно быть пострадавших; в-третьих — не должно быть причинено ущерба третьим лицам.

У обоих водителей должен быть полис ОСАГО, они обязаны нарисовать схему происшествия и сделать фотографии.

Эксперимент по электронному извещению о ДТП начался ровно год назад в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленобласти, а также в Татарстане.

По данным Российского союза автостраховщиков, данные электронного извещения будут автоматически попадать в базу данных РСА, благодаря чему все страховщики смогут урегулировать полученные убытки по европротоколу. В сентябре правительство РФ утвердило правила дистанционного оформления ДТП, однако тогда мобильное приложение еще не было готово. В РСА заявили, что продукт не успели запустить к назначенной дате из-за отсутствия необходимых нормативных документов, в числе которых было и постановление правительства.

В сторону упрощения процедуры взаимодействия человека и закона направлена и новая редакция КоАП — россияне смогут аннулировать и гасить нарушения ПДД.

«Если за нарушения, которые выявлены с помощью средств фото- и видеофиксации, лицо, привлеченное к ответственности, уплатило штраф, то оно считается не подвергнутым наказанию. Следующее <…> аналогичное нарушение уже не будет считаться повторным», — заявил член рабочей группы по подготовке проекта КоАП, депутат Госдумы Дмитрий Вяткин.

Предполагалось, что новый КоАП вступит в силу 1 января 2021 года – однако сроки сдвинулись из-за большого количества замечаний и предложений со стороны различных ведомств и заинтересованных групп граждан.

МВД при этом выступает за увеличение штрафов для повторных нарушителей. По словам главы ведомства Владимира Колокольцева, суммы штрафов нужно увеличить в отношении тех нарушений, которые касаются общественной безопасности и могут навредить интересам и здоровью граждан «несоизмеримо».

«Нужно разрабатывать более серьезные меры воздействия, чтобы гражданин сделал вывод, что либо он лишится водительского удостоверения, либо будет вести законопослушный образ жизни», — добавил министр на заседании Совфеда.

Предпринимаются шаги и в сторону контроля над цифровыми технологиями в автомобильной сфере. В марте 2020 года замглавы Госавтоинспекции Александр Быков заявил, что ГИБДД планирует ввести в работу высокотехнологичные камеры, чтобы контролировать использование водителями смартфонов за рулем.

Новая технология опирается на нейросети и Big Data — благодаря этому камеры смогут понять, держит ли водитель у уха мобильник и пристегнут ли он ремнем безопасности. Если автомобилист за рулем будет не пристегнут или же камера заметит телефон, то владелец машины получит штраф. Кроме того, если вел автомобиль не его владелец, то собственник сможет в рамках обжалования переписать штраф на непосредственного виновника.

«Наши коллеги из управления ГИБДД по Москве рассматривают возможность применения таких приборов в столице, но о массовом их применении речи пока не идет», – отметил чиновник.

Сейчас в России запрещено, согласно ПДД, использование автомобилистами мобильных телефонов за рулем без использования гарнитуры hands-free. Это правило действует с 2007 года.