Новая индексация: почему дорожают автомобили

Мантуров назвал сроки новой индексации утильсбора на автомобили

Рафаэль Фахрутдинов
Depositphotos
Утилизационный сбор на автомобили будет повторно проиндексирован в 2021 или 2022 году. По словам главы Минпромтога РФ Дениса Мантурова, сделано это будет в целях повышения локализации автопроизводства. В период с 2014 по 2019 годы средневзвешенные цены на новые легковые автомобили выросли на 54%, причиной этого были рост НДС, повышение утилизационного сбора и инфляция.

Российские власти повторно проиндексируют утилизационный сбор на автомобили, сделано это будет в ближайшие два года в целях повышения локализации автопроизводства – рассказал руководитель Минпромтога РФ Денис Мантуров.

По его словам, все аспекты роста таможенных пошлин уже прошли согласование со Всемирной торговой организацией, передает «Прайм».

«Какие еще действия правительства прямо или косвенно стимулируют локализацию? Через какое-то время — с 2021 или 2022 года — будет индексирован утилизационный сбор. Динамика таможенных пошлин будет находиться в коридоре, который согласован с ВТО. Здесь вопрос мотивации, мы, со своей стороны, постараемся запустить дополнительные механизмы поддержки инвестиций, и компании это знают», — указал чиновник.

Он также коснулся мотивационного вопроса автопроизводителей.

«Мы не знаем бедных компаний, которые разместили здесь свое производство. Мы знаем компании, которые в большей степени вложили в локализацию и будут продолжать вкладывать. Знаем тех, кто относится к нашему рынку менее серьезно. Последних мы не можем держать — в любом случае, они сами определяют собственную политику в отношении тех или иных рынков», — пояснил глава ведомства.

В период с 2014 по 2019 годы средневзвешенные цены на новые легковые автомобили выросли на 54%, свидетельствуют результаты исследования аналитического агентства «Автостат». Так, если в 2014 году средняя стоимость нового авто составляла чуть больше одного миллиона рублей, то по итогам 11 месяцев 2019 года этот показатель вырос до 1,53 млн рублей.

Наиболее активно цены росли в конце 2014 – начале 2015 года, тогда стоимость новых машин подскочила более чем на 15%.

Также довольно заметно авто прибавили в цене в начале текущего года, когда автопроизводители вынуждены были компенсировать повышение ставки НДС с 18 до 20% за счет своих клиентов. Например, с январь по сентябрь средняя стоимость иномарки выросла с 925,4 тыс. рублей до 1,006 млн рублей, свидетельствуют данные Росстата. Больше других подорожали марки массового сегмента – Kia, Renault и Hyundai.

Подорожали и отечественные машины. За год средняя цена на российские модели выросла с 549,6 тыс. до 560 тыс. рублей за базовую комплектацию. Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе «АвтоВАЗа», автоконцерн был вынужден повысить в этом году цены на свою продукцию дважды. Последний перерасчет прейскуранта произошел в августе: тогда компания повысила цена на 0,9% на весь модельный ряд Lada.

В этом году цена на Lada Vesta в спортивной комплектации впервые в своей истории превысила психологическую отметку в миллион рублей.

Столь значительное подорожание на рынке спровоцировано девальвацией рубля по отношению к мировым валютам, отмечает в разговоре с «Газетой.Ru» партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

«Несмотря на то, что основной удар по рублю пришелся на 2014-2015 годы, цены на авто компенсировали валютную разницу с большим отставанием. Плюс дополнительным грузом на автопроизводителей легли рост НДС, повышение утилизационного сбора и инфляция. Если бы они переложили все эти издержки на потребителей, то разница в цене с докризисным 2014 годом превысила бы 60-70%», — указывает эксперт.

В качестве дополнительного драйвера роста цен Моржаретто указывает и обновление модельного ряда. По его словам, за последнюю пятилетку большинство производителей стали оснащать автомобили современной дорогостоящей электроникой, чтобы привлечь дополнительных клиентов.

«Причем электронику некоторые производители уже включают сразу в базовую комплектацию, что в итоге приводит к неминуемому подорожанию модели», — добавил эксперт.

Между тем, Мантуров еще в ноябре нынешнего года успокаивал: отечественные автомобили не подорожают в результате введения утильсбора.

«Роста цен на автомобили российского производства не ожидается, так как в отношении российских производителей действуют меры государственной поддержки». В части импортируемых автомобилей необходимо отметить, что доля индексации утилизационного сбора в их стоимости составляет порядка 2-5%. Таким образом, существенного удорожания импортной техники в связи с индексацией ставок утилизационного сбора также не ожидается», — указывал министр.

По его словам, увеличение утилизационного сбора осуществляется в целях развития экологически безопасных технологий по переработке отходов и позволит сбалансировать необходимые расходы на развитие системы утилизации.

«По каким-то категориям транспортных средств индексация не проводится. Например, в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, ставка останется на уровне 3400 рублей в отношении новых автомобилей и 5200 рублей в отношении автомобилей, бывших в употреблении», — отмечал чиновник.

Ранее сообщалось, что правительство утвердило повышение утильсбора на автомобили в 2020 году, несмотря на сокращение спроса на рынке. Об этом сообщало издание «Коммерсант». Уточнялось, что больше всего платежи вырастут в сегменте легковых автомобилей — в среднем на 110,7%.