Во вторник Владимир Путин на встрече с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко заявил, что поручил правительству «проработать вопрос» строительства моста на Сахалин. Таким образом глава государства ответил на обращение депутатов региона.
«Знаю, что вопрос о строительстве моста между Сахалином и материком давно обсуждается, десятилетиями. И как пишут ваши депутаты в письме, это давняя мечта тех, кто на Сахалине проживает, в том числе это было бы существенным фактором, закрепляющим население, людей: можно приехать, уехать в любое время года, в любую погоду, – все понятно.
Это привело бы и к развитию севера Хабаровского края, потому что нужно делать подходы. Понимаю этот вопрос и с точки зрения справедливости для сахалинцев, имея в виду, что часть средств изымается в Фонд развития Дальнего Востока.
Я поручил правительству проработать все это. Посмотрим», — заявил Путин в ответ на упоминание губернатором письма, которое с просьбой строительства моста президенту ранее отправили сахалинские депутаты.
«Хочется очень помочь, надо посмотреть экономику. Хорошо?», — подытожил Путин.
Решение обратиться лично к главе государства парламентарии приняли в начале июня, незадолго до прямой линии с гражданами страны.
«В преддверии прямой линии с президентом России к депутатскому корпусу в правительство области поступают многочисленные просьбы сахалинцев о необходимости строительства моста на материк. В связи с этим мы приняли решение на внеочередном заседании нашего парламента рассмотреть вопрос о принятии обращения в правительство России и лично президенту о строительстве мостового перехода», – пояснял тогда журналистам спикер областной думы Андрей Хапочкин.
По словам главы облдумы, существующая сейчас паромная переправа ненадежна из-за капризной погоды на Сахалине.
Путин и федеральные чиновники ранее уже высказывались относительно перспективы строительства моста или тоннеля на Сахалин, сама эта идея обсуждается давно. Звучали и конкретные суммы, которые понадобятся на реализацию проекта, но никаких конкретных решений на этот счет пока нет.
В частности, президент России дал довольно развернутый комментарий на этот счет в июне 2017 года во время «прямой линии», отметив, что стоимость самого моста на Сахалин будет даже дешевле моста в Крым.
«Такие идеи были уже давно: еще в 30-е и 50-е годы. Еще при Иосифе Виссарионовиче думали на эту тему и даже строили соответствующие планы, но эти планы так и не были реализованы. Керченский, или Крымский, мост строится в соответствии с графиком, даже с небольшим опережением. Нет сомнений в том, что все планы будут реализованы в срок и с должным качеством, что самое важное.
Сейчас мы занимаемся реанимированием этих планов и думаем над этой проблемой. Конечно, это было бы очень полезно для восстановления территориальной целостности страны, за счет Сахалина в том числе, — заявлял глава государства. -— Можно было бы в этом случае организовать и движение товаров из Азии через нас в Европу и, таким образом, повысить значение Транссибирской магистрали. Но мост построить недостаточно. В этом случае нужно было бы расширять и Транссиб, хотя он и так нуждается в расширении.
Привлекать нужно, конечно, и заинтересованные государства, а такие, в принципе, есть, к финансированию. Но в целом стоимость, по предварительным оценкам, должна быть даже ниже, чем Крымский мост, это около 286 миллиардов.
Это предварительные подсчеты. Этих денег недостаточно, потому что одного мостового перехода мало. Там нужны тоже подъездные пути, нужна развязка всего дорожного комплекса. Кстати говоря, были идеи, сейчас они тоже прорабатываются, строить не мост, а тоннель, что тоже возможно. Решение пока не принято, но мы, конечно, над этим думаем».
Осенью того же года чиновники правительства озвучивали уже более реалистичные цифры, которые значительно превосходят стоимость стройки моста в Крым.
Глава Минтранса Максим Соколов осенью того же года озвучил сумму уже в 500 млрд рублей.
«Общий объем в соответствии с предварительным технико-экономическим обоснованием (а сейчас дополнительно идет научно-исследовательская работа) будет составлять порядка 500 млрд рублей в ценах базового 2013 года», — заявил министр ТАСС. При этом с учетом инфляции даже на середину 2017 года эта сумма составляла уже по некоторым оценка порядка 615 млрд рублей.
Дороговизну проекта министр объяснил тем, что планируется не только возвести мост, но также построить подъездные пути от Комсомольска-на-Амуре и до станции на территории Сахалина.
«От самого перехода в районе пролива Невельского — это самый короткий перешеек между материком и островом Сахалин в рамках всего Татарского пролива, длина его всего 7 км — необходимо построить подъездные пути от Комсомольска-на-Амуре и до станции на территории Сахалина. Длина этих подъездных путей — свыше 500 км», — отметил Соколов.
Важная оговорка – расчетная стоимость проекта в 500 млрд рублей в ценах 2013 года – это только железнодорожная составляющая моста. На строительство автомобильной части, а следовательно и дорог, понадобится, скорее всего, еще не одна сотня миллиардов рублей.
При этом в сентябре 2017 года тогда еще первый вице-премьер Игорь Шувалов на полях III Восточного экономического форума во Владивостоке рассказал об инициативе России построить еще один крупный мост: между Сахалином и японским островом Хоккайдо. Его чиновники рассчитывают построить вместе с японцами.
«Мы серьезно предлагаем японским партнерам рассмотреть возможность строительства смешанного перехода — автомобильно-железнодорожного — от Хоккайдо до южной части Сахалина. Мы близки к тому, чтобы начать свою часть работы по доведению до тихоокеанского побережья железной дороги и построения этого сложного перехода от материка до Сахалина. В таком случае это даст дополнительную возможность использовать нашу железнодорожную инфраструктуру, а Япония при этом станет континентальной державой», — заявил Шувалов.
Пока чиновники проводят расчеты, все ждут окончательного решения. Ранее полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил, что его может принять только президент.
В Дальневосточной железной дороге в начале июля заявили, что технико-экономическое обоснование проекта моста будет готово в декабре 2018 года, после чего его представят федеральному правительству. В случае принятия положительного решения работы могут начаться в 2021 году, строительство продлится около пяти лет. Кроме того, российские власти, очевидно, очень хотят понять перспективы участия японской стороны – в случае полноценного партнерства с соседним государством с «экономикой» проекта, на которую ссылался Путин, все должно быть в порядке.