За первые шесть месяцев 2018 года в России произошло 69 656 ДТП с пострадавшими и погибшими. Такие данные содержатся в статистике ГИБДД, которая имеется в распоряжении «Газеты.Ru».
За это время на дорогах погибли 6 974 человека, а ранения получили 88 599 человек.
Для сравнения, за аналогичный период 2017 года произошли 71 273 автокатастрофы: количество погибших на дорогах за этот период составило около 7 572 людей, а количество раненых — почти 91,2 тыс.
Таким образом, как и в предыдущие годы, с начала 2018-го сохраняется тенденция на постепенное снижение трех основных статистических показателей: количества аварий, а также погибших и пострадавших в них.
Подавляющее большинство аварий традиционно продолжают происходить из-за нарушения ПДД самими водителями — происшествий по такой причине зафиксировано 61 337. Из них 2 626 раз ПДД нарушали водители автобусов — это привело к гибели 103 человек, еще 3,9 тыс. людей получили ранения.
ДТП с мотоциклистами в Госавтоинспекции зафиксировали 1 751 — в них погибли 199 человек. Наездов на велосипедистов произошло 1 969, в них лишились 95 человек.
Аварии с водителями-иностранцами гаишникам пришлось оформлять 2 395 раз, в них погибли 246 человек. В подавляющем большинстве случаев речь идет о приезжих из ближнего зарубежья. Так, находившиеся за рулем граждане стран СНГ попадали в аварии 1 998 раз, такие события унесли 195 жизней. ДТП с пешеходами происходили 20 938 раз, что обернулось гибелью 1 931 человека.
Нередко, а именно в 7 649 случаях водители уезжали сразу после ДТП, многие из которых оказывались смертельными. При этом большинство нарушителей инспекторам удалось установить и задержать уже в течение первых суток.
161 встреча с животными на дороге во время автомобильной поездки для 17 человек оказалась смертельной.
Более чем в 30 тыс. случаях сотрудники ГИБДД при оформлении аварий фиксировали также и нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог. А тот факт, что водители не следили за техническим состоянием своих транспортных средств, 2 652 раза привел к авариям, причем в 388 случаях — к смертельным.
Отдельную статистику по смертельным ДТП, произошедшим из-за выезда водителями на встречную полосу, «Газете.Ru» предоставили в экспертном центре «Движение без опасности», где подвели итоги социальной кампании «Повод для обгона». Так, с января по июнь включительно в 2018 году произошли 5 874 таких аварий (-21%) — в них погибли 1 868 человек (-19,2%). Наиболее проблемными регионами по этому показателю стали Брянская область, Коми и Приморский край. А реже, чем в других регионах, рискуют выезжать на встречную полосу в Ульяновской, Тюменской и Иркутской областях.
Резко продолжает снижаться количество погибших в пьяных ДТП. Так, если по итогам первого полугодия 2017 года по вине нетрезвых автомобилистов произошло 6 295 ДТП, в которых погибли 1 860 человек, то в 2018 году произошло 5 547 ДТП с пьяными водителями (-13%), которые унесли жизни 1 279 человек (-44%).
Несмотря на общее оздоровление ситуации на дорогах России, перед ГИБДД в настоящее время стоит амбициозная задача — стремиться к нулевой смертности на дорогах и занять по этому показателю лидирующие строчки среди европейских стран.
Для реализации этой цели в начале года была утверждена стратегия безопасности дорожного движения в России до 2024 года. Согласно ее ключевому показателю, смертность на дорогах страны к концу срока действия программы должна снизиться до 20 тысяч человек в год. Фактически на эту цифру вышли еще в 2016 году: тогда в России произошло 173 694 ДТП, в которых погибли 20 308 человек. В 2017 году, по данным МВД, в России произошло более 168 тыс. ДТП, в которых погибли почти 19 тыс. человек (это на 6,5% меньше, чем в 2016 году).
Реализация новой стратегии рассчитана на два этапа. При этом, как ранее говорил «Газете.Ru» глава ГИБДД России Михаил Черников, отдельного финансирования под нее на первом этапе не понадобится — поставленные задачи будут решать за счет средств, уже выделенных на ФЦП. В 2018-2020 годах остаточная сумма составит 4,2 млрд руб. Обозначены только основные ориентиры и так называемый показатель социального риска, по планам составляющий не более четырех погибших на 100 тыс. населения.
С учетом того, что в 2017 году этот показатель составил примерно 13 погибших на 100 тыс. человек (население 146,8 млн человек), то к 2024 году этот показатель должен упасть более чем в три раза. Для сравнения, в Швейцарии этот показатель составляет 2,7, Великобритании — 2,8, Испании — 3,6, Германии — 4,3.