Тюрьма после техосмотра: какие изменения ожидаются в правилах

За нелегальный техосмотр предложили ввести уголовную ответственность

Дарья Малютина
Александр Кряжев/РИА «Новости»
Штрафы для водителей за езду без техосмотра (ТО) теперь могут резко возрасти, а за проведение ТО без необходимой аккредитации будет грозить срок. Соответствующие поправки разработали в Минэкономразвития. При этом документ уже поддержали в большинстве заинтересованных ведомств. Эксперты в эффективности предлагаемых мер усомнились.

Штрафы для водителей, которые ездят без ТО предложили увеличить до двух тысяч, а за незаконное проведение ТО может грозить уголовная ответственность.

По данным газеты «Известия» в Минэкономразвития доработали поправки в КоАП, УК и закон «О техническом осмотре», в следствии чего штраф за езду без диагностической карты будет составлять две тысячи рублей. Нарушение будут регистрировать камеры фото- и видеофиксации.

Сейчас санкции за отсутствие диагностической карты действуют только для водителей такси, грузовиков, учебных машин, автомобилей экстренных и специальных служб.

В Минэкономразвитии учли тот факт, что автомобиль за короткое время может попасть в зону видимости сразу нескольких камер, и поэтому разработчики предлагают выписывать штрафы в автоматическом режиме не чаще одного раза в сутки.

Новые штрафы хотят ввести и для тех, кто проводит техосмотр. За выдачу диагностической карты на неисправную машину или вообще без проведения осмотра придется заплатить от пяти до десяти тысяч рублей. Аналогичные суммы взыщут и за внесение недостоверных данных в автоматизированную систему техосмотра. Сейчас наказание за такие действия установлено только для юридических лиц — штрафы для них составляют от 100 тыс. руб. до 300 тысяч рублей.

Также оштрафованы будут эксперт или компания-оператор, которые проводят осмотр машины, но не имеют доступа к этой категории транспортных средств или не внесены в реестр операторов ТО. Для экспертов предусмотрено взыскание от трех до пяти тысяч рублей, для юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей. В случае повторного нарушения компанию оштрафуют на 300–500 тысяч рублей, а эксперта дисквалифицируют на срок до трех лет. Проект поправок в КоАП уже поддержали в Российском союзе автостраховщиков (РСА), МВД, Ространснадзоре, ФАС и ряде других ведомств.

В законопроекте также предусмотрены меры для борьбы с липовыми пунктами техосмотра. Теперь планируется ввести уголовную ответственность за проведение ТО без обязательной аккредитации от РСА. За такие действия грозят штрафы до 300 тысяч рублей, либо — если деяние было совершено группой лиц или был получен особо крупный доход — лишение свободы до пяти лет.

При этом министерством ранее планировалось уголовно наказывать за внесение недостоверных сведений в автоматическую систему техосмотра, но затем разработчики отказались от этой идеи. Обновленная версия поправок в Уголовный кодекс России согласована с Минтрансом, Минкомсвязью, Ространснадзором и ФАС, что следует из сопроводительных документов.

Согласно проекту поправок в закон «О техническом осмотре», процедуру ТО придется обязательно фиксировать с помощью фото- или видеосъемки, а после окончания — вносить данные о машине в автоматизированную систему.

Диагностические карты при этом станут полностью электронными, их будет подписывать эксперт своей цифровой подписью. При желании автомобилиста данные могут загрузить в его личный кабинет на портале госуслуг.

Для самих пунктов техосмотра вводится также ограничение по числу клиентов. Для качественного осмотра транспортного средства, пропускную способность, которую рассчитают по специальной методике, нельзя будет превышать более чем на 5%.

Поправки, подготовленные Минэкономразвития, уже были согласованы на различных межведомственных совещаниях. Правкомиссия по законопроектной деятельности собиралась обсудить документы 9 июля, но рассмотрение отложили, рассказал «Известиям» источник, знакомый с итогами заседания. Он не уточнил причины переноса, однако отметил, что комиссия намеревалась поддержать документы.

При этом законодатели и эксперты неоднозначно оценивают предложенные новации.

В беседе с газетой «Известия» первый зампред думского комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков отметил, что отсутствие диагностической карты — это не нарушение, а только повод для невыдачи полиса ОСАГО. По его мнению, не следует «дробить» нарушения.

За езду без полиса уже предусмотрена ответственность, а за липовую диагностическую карту можно наказать как за подделку документов, напомнил депутат.

Он убежден, что бороться с «серыми» диагностическими картами нужно с помощью специального программного обеспечения (ПО). Такое ПО может автоматически закрыть доступ к формированию карты, если машина не прошла проверки на всех стендах. Он также сомневается в полезности фото- и видеофиксации техосмотра — ведь автомобиль может просто постоять перед камерой без всякой проверки. Однако Лысаков поддерживает идею наказывать сотрудников пункта ТО за выдачу карты без осмотра или на неисправную машину.

Ранее бессмысленной процедуру прохождения техосмотра в беседе с «Газетой.Ru» назвал координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

«Процедура прохождения техосмотра транспортных средств не решает проблем обеспечения безопасности дорожного движения, а поэтому бессмысленна. Техосмотр проводится с целью выявить автомобили в плохом состоянии и запретить их эксплуатацию, — сказал Шкуматов. – Что происходит сейчас: есть две основные технические проблемы, из-за которых происходят ДТП.

Первая: неисправность колес, покрышек, дисков, лысая резина. Вторая — отказ тормозной системы. Остальные причины абсолютно экзотичные, и для их выявления необходима полная диагностика автомобиля. Что касается отказа тормозной системы, то на стенде с роликами невозможно выявить такого рода неисправности. Вот и получается, что техосмотр в нынешнем его виде никому не нужен».

В качестве примера, когда прохождение ТО действительно было бы полезно, эксперт привел английскую систему: техосмотр производится при перерегистрации автомобиля на другого собственника. «Эта система логична и необходима, так как на рынке мы имеем огромное количество неисправных машин или автохлам. На данный момент многие сервисы предлагают добровольно пройти техосмотр. Такая реформа была бы эффективна», — считает Шкуматов.