Минпромторг позвал в Мексику

Минпромторг предложил помощь автоконцернам в запуске производства в Мексике

Алина Распопова
Председатель правительства России Дмитрий Медведев (второй справа) вместе с руководством концерна принимает участие в церемонии закладки памятной капсулы в основание будущего завода по производству двигателей внутреннего сгорания ООО «Фольксваген Груп Рус», 2012 год Екатерина Штукина/РИА «Новости»
Автокомпании обяжут локализовать производства важных автомобильные узлы, включая моторы, автоматические коробки передач, если они захотят получить господдержку, заявили в Минпромторге. При этом в министерстве заявили, что готовы помочь иностранным автоконцернам в запуске производств в Мексике.

Минпромторг объявил новые условия господдержки иностранных автопроизводителей, работающих в России. Помогать будут только тем, кто заключит с государством специальные инвестиционные контракты (СПИКи) и начнет направлять на экспорт не менее 20% произведенных в России автомобилей. Кроме того, автокомпаниям придется выбрать несколько из девяти обязательных операций, которые придется выполнять в России. Каждую оценят в определенное количество баллов и, в зависимости от их количества, автокомпаниям будут предоставлять господдержку. Остальным же придется работать в стандартных рыночных условиях. Все инвестиции, которые сделали автокомпании за все годы работы в России в рамках соглашений о промышленной сборке, пообещали учесть.

Выбрать можно из следующего набора: двигатель, трансмиссия, система управления, система автоматической помощи водителю.

На принятие решения о заключении специнвестконтракта с государством автокомпаниям дадут около 2,5 лет: работа по формированию контрактов начнется весной 2018 года и захватит часть 2020 года. При этом глава Минпромторга Денис Мантуров на встрече с журналистами окончательно подвел черту: продления режима промсборки невозможно, поскольку Россия вступила в ВТО.

В ведомстве считают, что

в углублении локализации заинтересуются те компании, которые производят в России не менее 100 тыс. автомобилей в год. А тем, у кого по году производится 15-20 тыс. автомобилей в режиме крупноузловой сборки, просто будет невыгодно в четыре раза наращивать объемы производства.

«Соответственно, такие бренды уйдут в импорт, а производственные площадки подберут другие инвесторы. Например, как в случае с General Motors — узбеки уже проявили заинтересованность к этой площадке и ведут переговоры с головным офисом GM, — считает министр промышленности и торговли.

Чтобы поддержать автопроизводителей, в Минпромторге работают над проектом по созданию отдельных автомобильных заводов, хабов по выпуску автомобильных брендов, прямо на территориях стратегических рынков, в частности, в Мексике. Уже на готовые площади будут приглашать заинтересованные автокомпании, которые смогут собирать свои машины на месте и не тратиться на логистику.

Отметим, что в числе первых специнвестконтракты подписали Mercedes-Benz (инвестировал 15 млрд руб. в строительство завода в Подмосковье) и Mazda (2 млрд руб. выделено на организацию в 2018 году двигателестроительного производства во Владивостоке). Следующими, по данным «Газеты.Ru», соглашение подпишут Hyundai и BMW (выбирают между площадками для организации производства в Подмосковье, Ленинградской области и Калининграде).

Автокомпании: равенства для всех

Напомним, что в ноябре 2017 года глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович в интервью «Газете.Ru» заявлял, что ему не важно, как будет называться новый инструмент для автопроизводителей – самое главное в нем то, что все условия должны быть прозрачны и одинаковы для всех. «Также необходимо учитывать уже сделанные инвестиции в российский рынок. Кроме того, я считаю, что Россия должна стать интегрированной частью сети глобальных поставок. Нет никакого смысла закрывать Россию на ключ и говорить, что импорт стране не нужен, что Россия может производить все сама и работать только по экспорту», — говорил Озегович.

В свою очередь автомобильный эксперт Игорь Моржаретто заявил «Газете.Ru», что сейчас правительство может диктовать свои условия тем автокомпниям, которые инвестировали в России миллиарды рублей и уже не могут никуда от сюда деться.

«Чиновники хотят, чтобы автопром рос, да еще и за счет импортозамещения, но зачем, — говорит эксперт. — На мой взгляд, это невыполнимая задача – убедить автопроизводителей, чтобы они в условиях неопределенного рынка еще больше увеличивали свои производственные мощности. Созданные на данный момент автомобильные мощности и без того загружены на 40%. Получается локализация ради локализации. Сначала автокомпаниям предлагали: все приходите все к нам, потом стали говорить, что все подряд нам не нужны, а интересны только крупные бренды, а теперь мы говорим – крупные предприятия оставайтесь, а те, что помельче – уходите. Но почему одни небольшие предприятия становятся ровнее, чем другие? Так, Mercedes-Benz, с которым подписали СПИК, выходит, нам нужен. А завод PSMA (Peugeot Citroen Mitsubishi), получается, не нужен, раз не будет делать автоматичекские коробки передач».

Моржаретто говорит, что такой жесткой балльной системы для получения господдержки не встречал в других странах. «Есть довольно жесткие условия самого доступа на рынок, как во Вьетнаме, Китае, но и речь там идет об огромных объемах сбыта на перспективном рынке. У нас же постоянно то рост, то падение. Если говорить про экспорт, у нас в стране сложная и дорогая логистика. В этом плане хорошо расположены заводы только в Питере и Калининграде. Из Калуги вести продукцию заграницу тяжело и дорого – отправка автомобиля до границы России делает его дороже на $1тыc., а до Мексики – на все $3 тыс. Рынок будет развиваться, если будет внутренний спрос – для этого сюда и приходили автокомпании, чтобы удовлетворить именно его. А теперь они попали в ловушку».