На прошедшем в конце прошлой неделе в Орле крупном совещании с участием руководителей центрального аппарата и региональных управлений ГИБДД одной из наиболее обсуждаемых тем стало внедрение нового административного регламента сотрудников ведомства, в частности вопросы, связанные со съемкой гражданами инспекторов ДПС.
Напомним, что в новой редакции из объемного текста документа исчезла фраза о возможности съемки сотрудников ГИБДД автомобилистами. На это сразу обратили внимание СМИ и общественники — и принялись обсуждать, что повлечет за собой это изменение.
Как рассказал «Газете.Ru» участник дискуссии, координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов, в ходе общения с руководителями ГИБДД выяснилось, что фразу о съемке убрали из документа из-за видеоблогеров, которые «поднимают хайп на инспекторов».
«Проще говоря, сейчас появилось очень много популярных блогеров, условный алгоритм действий у которых очень простой: человек подъезжает к любому инспектору и начинает его троллить без всяких причин. Большинство полицейских ведет себя нормальные, но есть и те, кто поддается на провокацию и начинает проявлять эмоции, — говорит Шкуматов. — Дальше все просто: запись с такой реакцией, где сотрудник ГИБДД выглядит, мягко выражаясь, не очень, в кратчайшие сроки нужным образом монтируется и с хлестким заголовком разносится по Youtube. Мода эта продолжается уже несколько лет. И, естественно, в ГИБДД считают это определенной проблемой, они не хотят быть актерами в чужой игре».
При этом отсутствие разрешения на съемку гаишников не означает ее прямой запрет.
Более того, ряд действующих законодательных норм от Конституции до федеральных законов сводятся к тому, что никакого запрета на съемку полицейских нет. Об этом же вскоре после вступления в силу нового регламента еще раз напомнили гражданам в Госавтоинспекции.
«Госавтоинспекция поясняет: инспектор не имеет права препятствовать видеозаписи», — четко отмечалось в сообщении ГИБДД России.
Однако в ведомстве уточнили, что существует ряд исключений, когда съемка сотрудников ГИБДД запрещается.
«Ограничение такого права возможно в рамках осуществления охранных либо оперативно-розыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан, общественных объединений и организаций, — рассказали в Госавтоинспекции. — Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку. Либо в регионе введен режим контртеррористической операции, в этом случае сотрудник ДПС должен проинформировать об этом водителя и попросить выключить камеру. Сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон».
Казалось бы, ситуация довольно понятная, однако, по словам Шкуматова,
«Я достоверно знаю о случае, когда сотрудники ГИБДД уже после вступления в силу нового регламента просили прекратить видеосъемку, ссылаясь на Гражданский кодекс, — рассказал активист. — Там есть статья 152.1 «Охрана изображения гражданина», в которой сказано, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина возможно только с его согласия. При этом в статье есть ряд исключений, например, можно использовать изображение в общественных или иных публичных интересах или если съемка проводится в местах, открытых для посещения», — говорит Шкуматов.
По его словам, исключения позволяют обходить запрет на публикацию изображения, но грань очень тонкая, и пользуясь слабым знанием законов, сотрудники ГИБДД со ссылкой на ГК заставили водителя прекратить съемку.
«В соответствии с ГК полицейский может сказать: «Уважаемый товарищ, я прошу вас прекратить съемку меня лично и запрещаю вам выкладывать эту съемку в СМИ или интернет». Требование законное? Без всяких вопросов.
У стражей порядка есть возможность наказать видеоблогера уже постфактум, отмечает Шкуматов: «На следующий день после публикации к нему придут и задержат по 19.3. Если у полицейского есть своя видеозапись, где он просит прекратить съемку, то суд в этом случае будет на его стороне. Да и без записи, возможно, тоже».
В свою очередь, известный автомобильный видеоблогер Евгений Ширманов считает перспективу привлечения к административной ответственности по статье за неподчинение полицейским за ролики с гаишниками малоперспективной.
«Я видел несколько роликов в интернете, где сотрудники ДПС действительно говорят водителям: «Прекратите съемку или привлечем к ответственности по ст. 19.3 КоАП». Но это чистой воды «понты» и попытка взять на испуг, — сказал «Газете.Ru» Ширманов.
— Административная ответственность применяется за неисполнение законного требования, а требование прекратить съемку абсолютно незаконно.
С другой стороны, подавляющее большинство автомобилистов таких тонкостей не знает. После вступления в силу нового регламента ГИБДД ко мне поступает масса вопросов касательно съемки инспекторов, всех интересует, что им за это будет. Возможно, вот эти угрозы привлечь к ответственности действительно многих могут отпугнуть».
По словам видеоблогера, на него уже подавали в суд за публикацию видеозаписей с участием сотрудников ГИБДД.
«После моих роликов на меня полицейские два раза подавали в суд в Саратовской и Пензенской областях, ссылаясь на ту самую 152-ю статью ГК. Они требовали удалить видеозапись. Однако в обоих случаях суд встал на мою сторону. Знаю еще одного человека, который тоже выиграл два подобных дела, — рассказал Ширманов. — Суд мотивировал решение тем, что съемка велась в общественном месте, кроме того, истец не был основным объектом видеозаписи. Также я заявил в суде, что фиксировал на камеру административное правонарушение, чтобы руководство тех сотрудников ГИБДД потом приняло какие-то меры, там же есть специальные люди, которые отслеживают публикации в СМИ и интернете».
утверждает Ширманов.
Напомним, что новый административный регламент ГИБДД вступил в силу с 20 октября. Он пришел на смену документу, внедренному еще в 2009 году и с тех пор заметно устаревшему. Среди основных новшеств — официальное разрешение сотрудникам ведомства останавливать автомобили вне постов ДПС и внедрение фотовидеофиксации нарушений ПДД в зоне проведения ремонтных работ.