Под железнодорожной аркой Крымского моста 29 августа прошло первое судно. Пресс-служба инфоцентра проекта «Крымский мост» сообщает, что под аркой прошел сухогруз «Святитель Алексий», который следовал из Азовского моря в Черное.
«Святитель Алексий» стал передовым судном в караване, к проводке которого приступили лоцманы по Керчь-Еникальскому каналу после ограничения движения на период морской операции по проекту Крымского моста. В караване, идущем со стороны Азовского моря на юг, около 50 пароходов. Следом по Керчь-Еникальскому каналу будет отправлен караван судов из Черного моря в Азовское», — сообщают в инфоцентре «Крымский мост».
Находясь под аркой, судно дало приветственный сигнал.
«Очень почетно для нас, бывалых моряков, неожиданно оказаться теми, кто первый пройдет под новым мостом, который соединит Крым с материком. Такой ответственный момент, чувство гордости переполняет. В мореходстве я более 40 лет, из них десяток работаю на юге России. Регулярно ходим по Керчь-Еникальскому каналу. Конечно, мы наблюдаем, как строится мост. Безусловно, это грандиозная стройка!» — сказал капитан сухогруза Юрий Силаев.
Пароход «Святитель Алексий» был построен на петербургской «Северной верфи» и спущен на воду в 2003 году. Его длина составляет 128,2 м, а ширина — 16,7 м. После спуска на воду судно было освящено лично патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Перед возобновлением судоходства через Керченский пролив мостостроители выполнили подъем железнодорожного арочного пролета Крымского моста на фарватерные опоры — на высоту 35 м от уровня моря.
Конструкцию весом более 6 тыс. тонн поднимали с помощью грузоподъемного оборудования под контролем ведущих инженеров проекта. Подъем арки на проектную высоту состоялся 29 августа и занял около 12 часов. После этого в течение дня мостостроители закрепляли арку. «Подъем прошел в штатном режиме. До отметки 10 м шли медленнее, делали много контрольных испытаний, вели геодезический контроль за состоянием конструкции. Далее начался основной подъем. Арку подняли немного выше проектной высоты для последующего опускания на опорные части. В течение наступивших суток конструкция будет оснащена ветровыми связями — это устройства, которые не закрепляют арку», — рассказал замдиректора по производству «Мостоотряда-1» Михаил Пиксаев.
Арку подняли на 700 тросах мощными домкратами, закрепленными на опорах. Для монтажа габаритной конструкции понадобилось 16 устройств грузоподъемностью 650 тонн каждое. Это позволило повысить запас прочности по подъемным механизмам на 40%.
Домкраты нагружались постепенно. Первоначальная нагрузка в 5 тонн была доведена до 100 тонн. Конструкция поднималась без отклонений, в пределах створа между двумя опорами. После отрыва арки от плавсистемы на один метр ее в течение часа удерживали на весу. За это время специалисты еще раз проверили надежность всех механизмов и только после этого продолжили подъем. В работе приняли участие 30 инженеров, стропальщиков, геодезистов и специалистов по качеству.
Плавучие опоры, с помощью которых арку отбуксировали, вернулись к керченскому берегу. Их перепроверят и переоборудуют, после чего в той же последовательности будет перевезено и смонтировано второе арочное пролетное строение — автодорожное. В итоге над фарватером поднимутся два арочных пролета, под которыми беспрепятственно будут проходить суда. Ближайший месяц строители смонтируют концевые элементы арки, а также проведут ее раскружаливание — опустят на специальные опорные части.
После фиксации моста на фарватерных опорах капитан морского порта Керчи отдал распоряжение о досрочной отмене запрета на движение судов в Керченском проливе. Ограничение, введенное 27 августа, было снято 29 августа в 18.00 по местному времени — на шесть часов раньше запланированного изначально времени.