Московский программист Василий Субачев во время очередной поездки в родной Хабаровск случайно оказался втянут в дорожный конфликт с сотрудниками ГИБДД, закончившийся для него весьма плачевно. Своей историей он поделился с «Газетой.Ru».
Около 3 часов ночи 6 июля этого года Субачев вместе со знакомой ехал по ночному Хабаровску и попал в поле зрения экипажа ДПС, дежурившего на одном из перекрестков.
«У знакомой не было страховки, нас остановили, ее пригласили в машину ДПС, я думал, штраф выпишут и дальше поедем, — рассказывает читатель «Газеты.Ru». — Но сидели они там долго, и я решил выйти из машины и спросить у другого сотрудника, почему они нарушают ПДД, поставив машину без включенных спецсигналов посреди перекрестка. Тот делает шаг ко мне, толкает и говорит: «Иди отсюда».
Я удивился такой реакции, включил телефон, подошел и попросил его представиться. Он отвернулся и стал меня игнорировать. Я пошел к другому сотруднику, тоже сказал ему, что, мол, нарушаете.
К этому времени там уже было три экипажа. Начали общаться, представляться никто из них не хотел. В итоге меня посадили в машину, у всех на виду отобрали мобильник, на который я все снимал, и повезли в отделение полиции».
В отделе на надоедливого пешехода несколько часов составляли административный протокол. Как уверяет Субачев, стражи порядка никак не могли придумать ему правонарушение. «Сняли отпечатки пальцев.
И четыре сотрудника ДПС устроили настоящий консилиум, три часа обсуждая, в чем бы меня обвинить.
В итоге составили протокол за неподчинение законному требованию сотрудника полиции, ч. 3 ст. 19 КоАП РФ, якобы я отказывался предъявить паспорт. Но сотрудники полиции также отказывались показывать свои удостоверения».
В отделении телефон гражданину так и не вернули, и он обратился по этому поводу к дежурному. «Он уточнил, снимал ли я весь инцидент от начала до конца. После утвердительного ответа никакой реакции не последовало. Как будто так и должно быть, — рассказал программист. — Потом меня повезли в спецприемник. Там я попросил дать телефон, чтобы позвонить адвокату. На что мне сказали, что из изолятора обычно звонят со своего телефона. Я ему объяснил, что телефон у меня украл сотрудник ДПС, на что сотрудник спецприемника спокойно резюмировал: «Ну, значит, он вор». Я ответил, что сотрудник полиции утверждает, что ничего не крал, на что собеседник сказал: «Ну, значит, он не только вор, но и лжец».
В Центральном райсуде Хабаровска отстоять свою правоту Субачеву не удалось — судья принял сторону сотрудников ДПС. Когда мужчина попытался заявить судье, что у него похитили телефон, тот поинтересовался, подавал ли он соответствующее заявление в правоохранительные органы. «Ну как я мог подать заявление, если меня задержали, отвезли в спецприемник и потом сразу в суд? Ну конечно, не подавал», — приводит аргументы Субачев. В итоге поборнику ПДД дали трое суток ареста.
При этом в кулуарах суда, рассказывает гражданский активист, у него состоялся диалог с одним из полицейских, который интересовался у Субачева, зачем он вдруг решил делать замечания полицейским и требовать от них соблюдать ПДД. Якобы те в подобных ситуациях готовы слушать только начальство, но никак не участников движения.
Выйдя на свободу 9 июля, программист в тот же день подал заявление в полицию о краже телефона, а спустя два дня и в Следственный комитет.
Также он нанял адвоката и обжаловал решение суда, но в краевом суде Субачева также признали виновным в неповиновении полицейским.
Субачев утверждает, что с его адвокатом выходил на контакт капитан ДПС Фомин. Именно он, как утверждает мужчина, толкнул его, а затем дал команду своему подчиненному лейтенанту Александру Дехонову забрать телефон.
По словам Субачева, Фомин даже хотел компенсировать ему стоимость пропавшего телефона. «Но дело даже не в 16 тысячах, которые он стоил, там было очень много фотографий, видео. Он мне дорог сам по себе, поэтому такой вариант меня не устраивает», — говорит активист.
Однако, несмотря на активные попытки добиться наказания сотрудников полиции, никаких серьезных подвижек по факту обращений Субачева в правоохранительные органы спустя полтора месяца нет.
Программист утверждает, что его версию готова полностью подтвердить его спутница, которая видела, как у него изъяли телефон, но и это на следствие пока не влияет. При этом вскоре после обращения в полицию Субачева пригласил к себе один из руководителей 6-го отдела полиции Хабаровска, куда он ранее обратился с заявлением о краже телефона.
«Он очень осторожно интересовался, мол, бывает так, что телефон потерялся, найти его не могут, а потом раз — и он вдруг находится. Вот если так случится, готов ли я буду забрать заявление, чтобы не портить им карьеру и чтобы сотрудников ДПС не наказывали. Я сказал, что нет, потому что не могу закрыть глаза на сам факт кражи. На том и расстались», — вспоминает Субачев.
Сейчас он ждет окончания доследственной проверки Следственного комитета, после которой будет планировать дальнейшие шаги.
«Газета.Ru» обратилась с запросами в УМВД по Хабаровскому краю и региональное управление СК с просьбой рассказать о ходе разбирательства, однако ведомства не смогли предоставить свои комментарии.
Саратовский автомобильный активист Евгений Ширманов, не раз вступавший в противостояние с сотрудниками ГИБДД, пытаясь заставить их соблюдать закон, считает историю Субачева стандартной.
«Я к такому давно привык, — говорит активист. — Конечно, сотрудники ГИБДД здесь были не правы изначально, их автомобиль должен был быть припаркован без нарушений ПДД. Проблема в том, что гаишники не могут спокойно воспринимать критику. Между нами, простыми гражданами, и ими словно гигантская пропасть.
Я сам неоднократно указывал им, какой именно пункт какого приказа они нарушают, но они ничего не хотели выполнять до приезда руководства».
Ширманов считает, что и новый административный регламент ГИБДД, который должен быть принят в ближайшее время, ситуацию никак не исправит. «Нам, простым водителям, по сути, все равно — там появились какие-то формальные новшества, но суть старая», — говорит активист.
Чтобы не оказаться в ситуации Василия Субачева, Ширманов советует в спорных ситуациях с сотрудниками ДПС вести прямую трансляцию в интернете: «Мы не должны бояться, прятать телефоны и игнорировать нарушения сотрудников ДПС. Если вы не один, то можно дать телефон спутнику, чтобы снимал, но тут, конечно, есть риск, что телефон отнимут и, как и в этом случае, никогда ничего не сможешь доказать. В этом плане онлайн-трансляция в интернете гораздо эффективнее, потому что сам процесс в любом случае будет сохранен на облаке и потом станет отличным доказательством ваших слов».