Захарченко протестировал «Донбасс»

В ДНР до конца года выпустят 100 автобусов собственной марки «Донбасс»

Евгений Костогоров
Выпуск автобусов собственного производства «Донбасс» наладили в самопровозглашенной ДНР. Первый экземпляр протестировал лично глава республики Александр Захарченко, отправившись в небольшую поездку по городу. До конца года руководство ДНР планирует собрать еще 100 автобусов. Однако местные жители в соцсетях уже раскритиковали новинку, заподозрив, что это обыкновенные российские автобусы ПАЗ с измененными логотипами.

В пятницу Захарченко в ходе презентации первых двух автобусов «Донбасс» лично протестировал транспортное средство. Об этом сообщает «Донецкое агентство новостей».

На видеоролике с презентации видно, что Захарченко сел за руль автобуса и провез на нем по улицам Донецка толпу журналистов. При этом управлял транспортным средством глава ДНР вполне уверенно — лишь в одном из эпизодов заметно, что после переключения скорости водитель слишком резко нажал на газ и автобус слегка дернулся.

«Вы знаете, удобный автобус, очень удобный автобус, — отметил Захарченко. — Для водителя, я думаю, показательно удобное сиденье».

Помимо поездки по улицам города руководитель республики завез журналистов на АЗС, однако заправлять автомобиль не стал.

— Заправляться не будем, пьем кофе, — сказал Захарченко, ловко подъезжая к бензоколонке.

— Командир, дверь не забудьте открыть, — посоветовал кто-то из пассажиров.

— Конечно, — сухо ответил Захарченко, после чего в салоне раздался всеобщий смех.

Остается загадкой, есть ли у Захарченко, управлявшего пассажирским автобусом и катавшего пассажиров, водительское удостоверение на право управления таким транспортом.

В пресс-службе ГАИ ДНР «Газете.Ru» сказали, что не располагают такой информацией, но на всякий случай поспешили добавить, что вряд ли глава республики нарушил закон.

«Он ответственный мужчина, поэтому, я думаю, что, не имея навыков управления автобусом и соответствующего водительского удостоверения, он не сел бы за руль. Тем более с пассажирами», — сказала представитель республиканского ГАИ.

После поездки Захарченко заявил, что до конца года планируется выпустить в общей сложности 100 автобусов «Донбасс».

«Эти автобусы собираются здесь. В ближайшее время автобусный парк ДНР полностью изменится и обновится. Первые десять автобусов пойдут в Горловку, а в планах, что во всех крупных городах ДНР будут такие автобусы», — сказал Захарченко.

Новый общественный транспорт производят на заводе «Донецкгормаш» на базе российских автобусов ПАЗ. При этом все детали для автобусов сейчас приходят в Донецк в готовом виде, где из них уже собирают готовый экземпляр. В дальнейшем, по словам Захарченко, планируется организовать здесь полноценное производство общественного транспорта.

По оценке министерства промышленности и торговли ДНР, общая потребность республики в новых автобусах составляет около 400 штук. Вторую партию «Донбассов» планируют направить в министерство образования.

Однако, как утверждают в социальных сетях сотрудники «Донецкгормаша», «Донбасс» - при этом не только тот же российский «ПАЗ-3204», но он даже и собран был в России. Вот, что пишет пользователь Роман Шилов. «Это «пазики», пригнанные из России своим ходом в полном сборе и комплектации. Они не собирались на «Донецкгормаше». Только буквы налепили «Донбасс». И все», — приводит слова Шилова местное издание.

И, действительно, если получше присмотреться к этим автобусам, большой разницы с «пазиками«заметить трудно.

Напомним, в середине мая этого года власти Украины ввели санкции в отношении российских автопроизводителей. Под запретом, в частности, оказались ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ», а также входящие в нее ООО «Русские автобусы — Группа ГАЗ» и ООО «Павловский автомобильный завод» (ПАЗ).

В отношении этих организаций с момента введения санкций применяется блокировка активов, ограничение торговых операций, предотвращение вывода капитала с Украины, а также прекращение выполнения экономических и финансовых обязательств. Также был введен запрет на проведение государственных закупок у госкомпаний и юридических лиц, доля уставного капитала которых находится в собственности иностранного государства.

При этом, как заявлял ранее «Газете.Ru» источник, близкий к группе ГАЗ, санкции коснулись не всего автопроизводителя, а только тех компаний, которые занимаются производством пассажирских автобусов. По мнению источника, введение санкций могло быть связано с попыткой ограничения конкуренции и защиты своих автопроизводителей.

В то же время, по данным «Укравтопрома», в прошлом году именно продукция российских компаний, в частности ПАЗа, стала лидером автобусного рынка Украины.

За год в страну был поставлен 401 автобус. За первый квартал 2017 года до введения ограничений на Украине уже было продано 90 автобусов ПАЗ и 350 автомобилей марки ГАЗ.

Исполнительный директор компании «Автостат» Сергей Удалов, комментируя новость, заявлял «Газете.Ru», что введение санкций связано прежде всего с обострением политической обстановки между Россией и Украиной. Он отмечал, что сильнее всего от этих ограничений пострадают рядовые владельцы российских автомобилей.

«Пользователям придется, вероятно, в частном порядке закупать запчасти в России и ввозить их на территорию Украины, — говорил Удалов, отмечая, что уход российских автопроизводителей с украинского рынка не приведет к росту объемов производств местных компаний. — Думаю, что Украина теперь будет закупать подержанные автомобили в Европе или продолжать ездить на уже купленных в России транспортных средствах. Не думаю, что им удастся быстро организовать и поднять собственные производства».

После начала военного конфликта в Донбассе и девальвации валюты украинский авторынок продемонстрировал сильнейший обвал. Так, в январе 2015 года количество сделок по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сократилось почти в пять раз, в то же время цены на автомобили тогда выросли как минимум в 2,5 раза.

Помимо существенного сокращения объемов продаж сильно изменилась и структура авторынка. Бывшие раньше лидерами бренды Gelly и ZAZ были вытеснены японскими и европейскими производителями.