<1>
Премьер-министр России Дмитрий Медведев распорядился проработать меры государственной поддержки электротранспорта. Такое поручение он дал вице-премьеру Аркадию Дворковичу в ходе совещания по развитию электрического и беспилотного транспорта в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ), пишут «Известия». Пакет предложений по поддержке электротранспорта Медведеву ранее представил глава отечественной компании-автопроизводителя ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин. Недавно автопроизводитель объявил о создании Национального консорциума развития автономного, подключенного и электрического транспорта.
В рамках программы по снижению объемов выбросов загрязняющих атмосферу веществ самым радикальным оказалось предложение ограничить въезд автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в города-миллионники и курортные зоны.
Кроме того, для стимулирования спроса на электрокары в КамАЗе предложили установить в субъектах нулевую ставку транспортного налога на гибридные и электромобили, предоставлять таким транспортным средствам бесплатные парковочные места, а также проработать программу субсидирования электротранспорта.
Профильные министерства должны рассмотреть пакет предложений до 17 августа.
Сам Медведев назвал отрасль электрических и беспилотных автомобилей «быстро наступающей реальностью, которая серьезно изменит социальный, экономический ландшафт и даже философские представления».
По словам официального представителя Минэкономразвития Елены Лашкиной, в будущем владельцам электромобилей могут быть предоставлены право движения по полосам общественного транспорта, скидки на страхование автомобиля, налоговые льготы. При этом полная переориентация исключительно на поддержку инновационных видов транспорта (в том числе электромобилей) предполагается уже с 2020 года, что зафиксировано в проекте Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2025 года.
В Минэкономразвития пояснили, что рассматривают сейчас мировой опыт в этой сфере.
«Те автомобили, которые не будут соответствовать экологическим стандартам, скорее всего, будут ограничены в использовании. Возможно, им будет ограничен въезд в некоторые городские зоны», — заявила Елена Лашкина. Спрос на электромобили на первых этапах планируется субсидировать. Эта мера, скорее всего, будет действовать до 2025 года. Но конкретные сроки, объемы и условия предоставления государственной поддержки будут определены только после утверждения стратегии.
Несмотря на такие оптимистичные заявления, в той же Стратегии развития автомобильной промышленности в РФ до 2025 года даже самый оптимистичный сценарий развития этой отрасли предусматривает отставание от глобальных темпов роста доли электромобилей в продажах на четыре-пять лет.
По подсчетам специалистов, к 2020 году доля электрического транспорта может достичь лишь 1–1,5% от общего количества автомобилей, что соответствует примерно 15–25 тыс. машин.
При этом ожидается, что на рынке будет дефицит электромобилей бюджетного сегмента — в основном электрический транспорт будет представлен премиальными автомобилями. Пессимистичный же сценарий и вовсе предполагает отставание на шесть-семь лет. Согласно такому прогнозу, доля электромобилей в России к 2025 году составит порядка 3–4%, то есть от 65 тыс. до 85 тыс.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков назвал предложения об ограничении въезда для классических автомобилей абсурдом.
«Сейчас у нас на всю страну, по данным «Автостата», зарегистрировано порядка 920 единиц электромобилей, из них львиная доля зарегистрирована в Краснодарском крае, Екатеринбурге, а также Москве и Санкт-Петербурге, где в том числе некоторые госкомпании хотят иметь в своем автопарке такие электрокары, — сказал Кадаков «Газете.Ru». — В целом можно сказать, что электрокаров у нас в стране нет. И даже если бы было больше, это не значит, что их владельцы немедленно ринутся на них на отдых.
От Москвы до Ростова — 1 тыс. км, а Tesla, которые отличаются высоким запасом хода, смогут проехать без зарядки около 400 км. Получается полный абсурд.
Если доступ в какие-то точки России действительно закроют для всех, кроме водителей электрокаров, от этого выиграют только богатые люди, которые смогут проехать основной путь на обычном автомобиле или самолете, а электрокар просто доставят в нужное им место».
По оценке эксперта, только существенные преференции смогут способствовать развитию направления электрокаров, а таковых в предложениях не значится.
«Обнуление налоговых пошлин уже было, это никак не помогло, — напомнил Кадаков. — Бесплатные парковки, бесплатный проезд по платным трассам, даже отмена транспортного налога — всего этого недостаточно. Потому что электрокары стоят очень дорого. Только адекватная цена может убедить людей покупать электрокары.
Так, хочешь ты электромобиль, и правительство субсидирует тебе 50%. И тогда уже можно подумать — электрокар за 500 тыс. рублей или Hyundai Solaris за 900 тыс. рублей».
Эксперт опасается, что впоследствии зону для запрета проезда классическим автомобилям могут значительно расширить. «Так, пока речь идет о курортных городах и миллионниках, дальше идею могут распространить просто на туристические зоны, а под это легко можно подвести центр Москвы или Санкт-Петербурга. Но представьте, что будет, если в таких городах закрыть центральные улицы — они просто встанут в пробках».