Новый «главный гаишник страны», назначенный указом президента в середине июня, выбрал для своей первой пресс-конференции в новом качестве знаменательный день — 3 июля ведомство отметило 81-ю годовщину с момента своего создания. Несмотря на то что Михаил Черников имеет богатый опыт общения со СМИ на прежних руководящих должностях, к первой встрече с московскими журналистами в полицейском главке подошли ответственно —
в роли модератора выступила официальный представитель МВД Ирина Волк.
Сам Черников, было хорошо видно, тоже немного волновался и после небольшого вступительного слова, в котором он упомянул, что в рядах ГИБДД сейчас служат порядка 100 тыс. человек, и рассказал о снижении смертности на дорогах в последние годы, с готовностью перешел к формату «вопрос-ответ».
И уже отвечая на первый вопрос о грядущих законодательных изменениях, глава ГИБДД сделал заявление, которое можно назвать сенсационным.
Перечисляя инициативы, которые планируется внедрить, Черников среди прочего заявил о грядущем появлении специальных аукционов, где официально можно будет купить любой понравившийся госномер. Это позволит окончательно победить коррупцию в данной области. Самой инициативе уже не один год, и в ГИБДД уже высказывались в пользу данного нововведения, но в итоге до практического применения дело так и не дошло.
Возможно, именно Черникову удастся внедрить аукционы, которые, среди прочего, должны помочь побороть коррупцию в ведомстве.
Также Черников напомнил, что после внедрения в ПДД понятия «опасное вождение» в законе до сих пор нет меры наказания для водителей-лихачей. По словам главы ГИБДД, соответствующая норма должна скоро появиться.
Также он рассказал о стремлении ГИБДД упростить ряд процедур, в частности внедрить электронные ПТС. Черников посетовал, что к такой мере оказались не готовы партнеры России по Евразийскому экономическому союзу (ЕврАзЭС). В итоге нововведение отложили до лета 2018 года.
Еще одно заявление генерал-майор сделал касательно передачи полномочий ГИБДД.
По его мнению, функции по оформлению административных нарушений, зафиксированных автоматическими камерами, можно передать регионам. Он объяснил это большим количеством выявляемых нарушений. Привлечение регионов, по мнению Черникова, не позволит уйти от ответственности нарушителям. Кроме того, генерал-майор заявил, что сотрудникам ГИБДД лучше работать на улицах, чтобы выявлять нарушения там.
Среди основных приоритетов в своей работе новый начальник назвал борьбу с пьяными водителями, число которых с 2012 по 2016 год все же снизилось на 20%. При этом он отметил, что разработаны поправки, по которым у водителей, уже не первый раз попавшихся за нетрезвым вождением, необходимо изымать транспортные средства как предмет правонарушения для компенсации возможного ущерба.
Похожий законопроект в 2014 году подготовил Минюст. Там шла речь о задержании автомобиля и отправке его на штрафстоянку до тех пор, пока нарушитель не заплатит своеобразный залог в 30 тыс. руб., что соответствует штрафу за пьяное вождение. Впрочем, не исключено, что речь может идти и о какой-то новой законодательной инициативе, связанной с фактической конфискацией автомобиля у злостных нарушителей, поскольку в законодательство с тех пор была введена уголовная ответственность для пьяных водителей-рецидивистов, и именно их имел в виду Черников как объект новых репрессий.
Также на особом контроле у Черникова повышение безопасности среди пешеходов. «В этом плане многое сделано, но зачастую водители и пешеходы не понимают друг друга», — посетовал он.
Еще одно приоритетное направление — борьба с коррупцией. Этим Черников активно пытался заниматься и на предыдущих местах работы, в частности возглавляя последние два года УМВД по Хабаровскому краю.
По его мнению, на рядовых сотрудников ДПС нужно действовать методом убеждения, а уже потом задействовать другие меры, вплоть до увольнения. В связи с этим глава ГИБДД России заявил, что в ведомстве будет составлен специальный антикоррупционный план, с помощью которого «сможем минимизировать риск коррупционного фактора».
Комментируя очередное сокращение расходов на профильную федеральную целевую программу, о котором «Газета.Ru» писала на прошлой неделе, Черников выразил уверенность, что снижение расходов не повлияет на достижение ключевых показателей программы. «Главное — все делать вместе. У каждого ведомства его свои цели, и я думаю, что мы найдем средства для их достижения», — отметил он.
Череду нейтральных вопросов прервал один из журналистов, решивший спросить нового главу ГИБДД о грядущей реформе ведомства, которая может закончиться его ликвидацией.
Черников как мог пытался убедить собравшихся, что все с ГИБДД будет хорошо и что ведомство уже и без всяких реформ активно работает совместно с Росгвардией. «Честно говоря, сказать нечего пока. Это вымысел. Откуда он взялся, я не знаю», — отметил глава ГИБДД.
Комментируя ситуацию с водителями-иностранцами, которые работают в России, Черников отметил их низкий профессиональный уровень. Так, по его словам, лишь 10% иностранцев «со своими правами сдают у нас экзамены». Он пообещал строго следить, чтобы те, кто экзамены провалил, к работе в России не допускались.