С 1 июля 2017 года вступают в силу многие обещанные российскими властями нововведения для автомобилистов. Часть обещаний при этом пока остается только на бумаге. Что изменится в жизни водителей и пассажиров, а что останется по-старому, разбиралась «Газета.Ru».
Скидка на автомобили по новым госпрограммам
С июля заработают новые правительственные госпрограммы по поддержке российского авторынка. Для обычных водителей придуманы кредитные программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Как ранее рассказывали «Газете.Ru» в Минпромторге, согласно принятым нормативам, стоимость приобретаемого автомобиля ограничена ценой 1,45 млн руб., а максимальный срок действия кредитного договора — тремя годами.
Льготный кредит может быть выдан без первоначального взноса и распространяться в том числе на страховку автомобиля. По этой программе ставка кредитования в 2017 году определяется как ставка банка по базовым условиям автокредита (не более 18%), уменьшенная на скидку в пределах 6,7%.
Кроме того, при заключении кредитного договора по программе льготного автокредитования у заемщика есть возможность получить скидку на уплату первоначального взноса в размере 10% от стоимости желанного автомобиля.
«Нам приводили примеры, что если автомобиль стоит 1,45 млн руб., то скидка на него составит 145 тыс. руб.», — рассказывал «Газете.Ru» глава Российской ассоциации дилеров (РОАД) Олег Мосеев.
Чтобы получить скидку, в банке необходимо будет предъявить водительское удостоверение, подтвердить наличие двух или более несовершеннолетних детей, если водитель планирует воспользоваться программой «Семейный автомобиль», — это проверяется банком по паспорту или свидетельствам о рождении детей. Если же автомобиль покупается впервые, банк также проверит эту информацию, в том числе через бюро кредитных историй.
Заемщику также придется подписать обязательство не заключать в 2017 году иных кредитных договоров на приобретение автомобиля для исключения повторного пользования скидкой.
Для представителей малого и среднего бизнеса разработаны госпрограммы «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело». Ожидается, что благодаря программам льготного автокредитования продажи новых автомобилей в 2017 году составят 350 тыс. единиц, еще 58,35 тыс. автомобилей добавят «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
Таксистам из Белоруссии разрешат не учиться
После того как с 1 июня 2017 года работающие водителями иностранцы без прав российского образца не смогли выйти на работу под угрозой штрафных санкций (50 тыс. рублей для компании-нанимателя), представители транспортных компаний и таксомоторных парков забили тревогу.
Оказалось, что в одной только Москве и Санкт-Петербурге они недосчитались около 20% водителей, имеющих право сесть за баранку. Они до последнего надеялись, что нововведение отменят и переучиваться, тратить деньги на обучение и сдачу экзаменов не придется (ведь одно только обучение в автошколе в столице стоит около 35–40 тыс. рублей). Под ограничения наряду со всеми странами бывших союзных республик попала и Белоруссия, имеющая во взаимоотношениях с Россией особый статус.
Однако всего менее чем за месяц ограничений Белоруссии удалось добиться исключительного положения — с 1 июля белорусские водительские удостоверения опять разрешат использовать в России для рабочих целей.
Новая система гарантированного заключения
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) запустят усовершенствованную систему гарантированного заключения электронных полисов ОСАГО (е-ОСАГО Гарант) через сайт союза. С запуском обязательных продаж электронного ОСАГО была разработана система замещения при заключении электронных полисов ОСАГО. Она включается тогда, когда по техническим причинам потребителю не удается заключить договор на сайте страховой компании. Так, в случае невозможности заключения договора на сайте страховой компании потребитель перенаправляется на закрытую часть сайта РСА. При этом туда же отправляется заполненное потребителем на сайте страховщика заявление со всеми внесенными данными.
В закрытом разделе сайта РСА будет по номеру ПТС определяться страховая компания, с которой предлагается заключить договор.
Далее производится оплата страховой премии на счет страховщика, заключается договор, после чего человек получает полис на адрес электронной почты. Выбор страховщика, от имени которого заключается договор ОСАГО, осуществляется случайным образом, по номеру ПТС.
Что под вопросом
А вот запланированный на 1 июля переход на электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) в России перенесен на неопределенный срок. Переходный период продлили по просьбе дилеров из государств – членов ЕАЭС, поскольку они оказались технически не готовы к переходу с бумажного на цифровой формат. По оценке экспертов, теперь возможность оформить документ появится не раньше чем через полгода-год.
По завершении переходного периода в России, Белоруссии, Казахстане, в Киргизии и Армении будут обязаны обеспечить выпуск в обращение транспортных средств (шасси транспортных средств) по единым правилам на основании электронных паспортов. Паспорта транспортных средств на бумажном носителе больше не будут оформляться.
Запланированные ранее изменения в ПДД в части правил перевозки детей также отложили. О необходимости изменений российские власти возвращались много раз после серии резонансных ДТП с автобусами, в которых гибли и получали травмы дети. Однако проект постановления правительства о внесении изменений в ПДД до сих пор находится на стадии утверждения.
Больше всего споров вызвало предложение о запрете перевозки на пассажирских автобусах детей старше десяти лет.
Многие политики и региональные чиновники заявили, что такие изменения потребуют существенных денежных затрат, в то время как техническое состояние автобусов напрямую зависит от условий эксплуатации, а не срока службы. В итоге как заявила «Интерфаксу» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина запрет перевозки детей автобусами старше 10 лет с 1 июля 2017 года отложен на полгода.
«По крайней мере, это требование отложили до 1 января 2018 года. Это результат усилий многих организаций, ведомств и большую работу проделал, в том числе, РСТ. Мы буквально позавчера направили письма с просьбой о содействии в решении проблемы заместителям председателя правительства Ольге Голодец и Виталию Мутко, министру промышленности и торговли Денису Мантурову, министру транспорта Максиму Соколову, министру культуры Владимиру Мединскому», — сказала Тюрина.
По ее словам, если бы соответствующее постановление не было подписано, организованная перевозка детских групп в России остановилась. Так, 1-2 июля происходит переменка во многих лагерях, и детей было бы не на чем везти. Многие детские лагеря обзванивали родителей, чтобы те были готовы сами забрать детей.
Также в числе возможных будущих нововведений — положение о том, что перевозка детей в возрасте младше семи лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем, соответствующих весу и росту ребенка.
А для детей возрастом от семи до 11 лет дополнительно к этому перечню предлагается использование ремней безопасности. Если же ребенок сидит на переднем сиденье легкового автомобиля, то он должен быть пристегнут только с использованием детских удерживающих систем, соответствующих его весу и росту. Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла. Однако и эти изменения пока, по всей видимости, в силу не вступили.
«Газета.Ru» обратилась за комментариями в Министерство транспорта России, но ответы на запрос в течение нескольких дней так и не поступили.