Темная лошадка во главе ГИБДД

Эксперты рассказали о задачах перед новым главой ГИБДД Михаилом Черниковым

Анатолий Караваев
Глава ГИБДД России Михаил Черников Евгений Переверзев/Коммерсантъ
Новый глава ГИБДД России Михаил Черников спустя девять дней после официального назначения официально представлен в должности своим подчиненным и начал фактически исполнять свои обязанности. Эксперты указали, что ругать главного гаишника страны пока не за что, а также обсудили цели и задачи, которые стоят перед ведомством в современных условиях.

Назначенный 17 июня президентским указом новый начальник ГИБДД России, несмотря на относительно юный для такой должности возраст, 43 года, имеет выслугу в МВД более 20 лет. Большую часть из них он прослужил в родном Красноярском крае, где прошел путь от обычного инспектора ГАИ до главы краевого управления. На других должностях он также успел проявить себя — в частности, в области противодействия коррупции.

Черников еще в 2011 году ушел из рядов ГИБДД, отправившись на повышение в Ставрополь, но в Красноярске его до сих пор помнят местные автомобильные активисты.

«У нас сейчас про него многие хорошо вспоминают. В первую очередь это связано с тем, что во время начальствования Черникова произошло немало качественных изменений, — рассказал «Газете.Ru» координатор отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) в Красноярске Павел Стабров. — Например, при Черникове появился мотовзвод с хорошими мотоциклами BMW, и теперь в теплое время года несколько патрулей активно работают.

Была решена наболевшая проблема со стритрейсерами. По инициативе ГИБДД на одной из загородных гоночных трасс им выделили бесплатное время, чтобы люди могли ездить там, а не по городу, и большая часть «гонщиков» действительно перебралась туда».

По словам активиста, ФАР и ГИБДД также сделали изменения в знаках, устанавливаемых на пешеходные переходы.

«Раньше были знаки без желтого фона, а в его время массово появились как раз со светоотражающими элементами. Были некоторые инициативы, которые у нас считали немного странными. Например,

была такая фишка ГИБДД — «Стань заметным на дороге». Тогда Черников заявил, что хорошо бы пешеходу при переходе дороги поднимать одну руку, чтобы дополнительно привлечь внимание водителя.

Многих это повеселило, но в этом, конечно, есть рациональное зерно. Было много других акций ГИБДД, направленных на снятие стрессовой ситуации на дорогах: дарили автомобилисткам цветы на 8 Марта, какие-то конкурсы устраивали — в общем, делалось так, чтобы люди не скандалили за рулем, а больше улыбались.

Стабров считает, что Черников должен справиться с новой ответственной работой. «Важно здесь подобрать команду, которая бы поддерживала и продвигала его инициативы. Но и опыта у него хватает, и работоспособность хорошая, так что думаю, все будет нормально.

У нас в основном все положительно оценивают его активность и деятельность в целом, — отметил он. — Я лично могу сказать, что после его прихода и в дальнейшем ни разу ни один гаишник в нашем крае у меня не просил денег, что называется. При этом в соседних регионах это явление, скажем так, имеет место быть».

Стабров отмечает и хорошие коммуникативные качества Черникова, который часто устраивал пресс-конференции по разным поводам и «хорошо говорил».

«Черников — человек системы, он в ней вырос, и сразу ждать кардинальных перемен не стоит, — говорит активист. — Я просто надеюсь, что, осмотревшись, он будет принимать правильные решения. Главная проблема, которую надо решать, — это непосредственно безопасность на дорогах.

Говоря о возможностях ведомства, Стабров отметил, что «ГИБДД — далеко не всемогущая организация».

«Власть на местах к ней довольно слабо прислушивается. Госавтоинспекция может писать чиновникам представления о плохих дорогах и требовать их исправить, но к ним просто не прислушиваются.

Их научились отпинывать всяческими отписками, и ГИБДД порой даже к нам, к ФАР обращается, чтобы мы как-то тоже активировали эту деятельность», — сказал он.

«Я бы очень хотел пожелать новому начальнику попробовать работать исходя, прежде всего, чтобы повышать безопасность передвижения на автомобиле и уже от этого отталкиваться в различных сферах своей деятельности, в том числе, например, при подготовке водителей. Второй аспект — нужно изжить слово «мент». Мы все знаем, что это система, и она сложилась достаточно давно, но пока они как были «ментами», так и остаются. То есть сотрудники ГИБДД должны думать прежде всего об автомобилистах, а не о себе любимых и собственном кармане», — отметил активист.

Президент экспертного центра «Движения безопасности» Наталья Агре в беседе с «Газетой.Ru» выразила надежду, что новому начальнику ГИБДД удастся сохранить важнейшую тенденцию по снижению смертности на российских дорогах.

«Очень важно будет поддерживать взаимодействие с другими министерствами, усиливать позицию Госавтоинспекции как координирующего ведомства, которое и определяет политику в области безопасности дорожного движения. Также необходимо продолжать повышать культуру водителей, ведь подавляющее число аварий происходит именно из-за человеческого фактора», — отметила она.

По мнению Агре, при назначении Черникова на столь важную должность у руководства МВД было несколько ключевых факторов. «Прежде всего это то, что человека хорошо знают. Черников служил в Красноярске под руководством Александра Горового, который сейчас является первым замминистра МВД, поэтому они прекрасно осознают, кого назначают.

Кроме того, отрадно, что на такую должность взяли человека с очень большим опытом работы в Госавтоинспекции на всех уровнях. Он знает всю кухню от и до. Ну и то, что он поработал на других должностях в системе МВД, я думаю, позволит ГИБДД не так сильно отстраняться от работы других департаментов министерства, как это исторически сложилось», — сказала Агре.

«Если бы я назначала на такую должность, я бы тоже выбрала среди людей, которых я лично знаю. Потому что я понимаю, как с этим человеком работать.

Я не знакома лично с Черниковым, но то, что он человек семейный, активный, сохраняет свою физическую форму, говорит о том, что он будет достаточно деятельным начальником», — отметила глава экспертного центра.

Известный автомобильный активист, координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов тоже не может сказать о новом главе ГИБДД России ничего плохого. «Часто начальники такого уровня имеют за собой какие-то скандальные страницы биографии, но в случае Черникова здесь все нормально — ничего такого о нем неизвестно.

Да и сам он пока темная лошадка — его кандидатура в качестве основной называлась еще в марте, а он, даже спустя неделю после назначения, еще не сделал никаких заявлений.

Но здесь гораздо важнее не сама личность нового начальника, а те задачи, которые будут перед ним стоять. А задача, как в принципе уже раскрыли ряд СМИ, перед ним стоит провести слияние ГИБДД с патрульно-постовой службой.

Меня сама идея эта весьма тревожит, потому что, в принципе, ГИБДД усилиями прежних начальников Нилова, Кирьянова за последние годы изменилась в лучшую сторону. И если в результате «пэпээсников» допустят к составлению протоколов по дорожной тематике, то мне кажется, что все это может закончиться печально с точки зрения здравого смысла».

По словам активиста, планы по расформированию ГИБДД довольно серьезные: «В качестве одного из главных аргументов реформа позволит оптимизировать кадры за счет того, что уберут какой-то дубляж полномочий.

На мой взгляд, мыслить такими категориями — абсурд. А как же качество административных материалов, а как же права миллионов автомобилистов, которые после такой реформы могут серьезно «попасть»?»

При этом выбор кандидатуры Черникова, по мнению активиста, в контексте предстоящей реформы вполне логичен.

«Он много лет проработал в ГИБДД, но с 2011 года занимал уже командные должности не в Госавтоинспекции, а в региональных управлениях внутренних дел и, думаю, очень хорошо успел изучить специфику работы всех подразделений полиции», — отметил Шкуматов.