Согласно официальной статистике ГИБДД, за пять прошедших месяцев 2017 года на российских дорогах произошло 55 907 серьезных ДТП, в которых погибли 5770 человек и еще 71 461 получил различные травмы.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатели количества раненых снизились более чем на 5%, а общего количества ДТП — чуть больше чем на 6%. Сильнее же всего упало число погибших в авариях — на 12,5%. И если в прошлом году был зафиксирован самый низкий за всю историю современной России показатель смертности — чуть больше 20 тыс. человек, то в этом году он, видимо, будет еще меньше.
Согласно статистике, сократились практически все основные показатели дорожной смертности.
Так, например, в первые пять месяцев 2017 года в авариях с пьяными водителями погибших оказалось на 38% меньше, нежели в 2016-м: показатели снизились с почти 1,5 тыс. погибших до 926 человек.
Количество смертельных ДТП с пешеходами упало с 2030 человек в 2016-м до 1689 в этом году.
При этом статистика показывает, что почти две трети смертельных аварий с пешеходами происходят по вине последних.
Так, за первые пять месяцев 2017-го из-за нарушений ПДД пешеходами в авариях погибли 1118 человек.
Незначительно снизилось количество погибших на отечественных дорогах детей. Если в первые пять месяцев 2016 года под колесами машин погибли 267 ребенка, то в течение этого же периода в текущем году — 241.
Меньше оказалось и смертельных аварий, виновники которых скрываются с места ДТП: их число сократилось почти на 37%, с более чем 340 до 216.
Согласно статистике, больше всего людей погибает при авариях с легковыми автомобилями:
в 2017 году этот показатель хоть и снизился почти на 10%, все равно составляет довольно внушительное количество — 3991 человек. В то же время сокращение погибших в авариях с мотоциклистами более значительно — целых 18%, однако общее число погибших в авариях с двухколесным транспортом не идет в сравнение с легковушками — 124 человека.
А вот количество погибших в ДТП с грузовиками, наоборот, выросло: с 506 до 556 человек. Более чем в полтора раза выросло и количество погибших в ДТП с автобусами: за пять месяцев этого года под их колесами скончались 160 человек.
Число жертв аварий с городским электрическим транспортом — троллейбусами и трамваями, — наоборот, сократилось с 24 в прошлом до 15 человек в нынешнем году.
Президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре в беседе с «Газетой.Ru» отметила, что причиной такого снижения аварийности и смертности является планомерная комплексная работа государства в области воспитания участников дорожного движения.
«Мы видим на основе социологических данных, что люди стали чаще использовать ремни безопасности, детские удерживающие устройства, более тщательно стали подходить к выбору автошкол, взаимодействовать с пешеходами.
Все эти вещи в течение долгого времени изучались и анализировались, над устранением таких «болевых точек» постоянно велась и ведется работа. В связи с этим культура вождения повышается», — объяснила она.
Однако предсказать, какими будут показатели аварийности в конце года, по мнению Агре, сложно. Она утверждает, что существует большая вероятность того, что снижение будет продолжаться планомерно, однако также есть и ряд факторов, прежде всего связанных с погодными условиями, которые могут негативно повлиять на аварийность.
В то же время автомобильный юрист и общественный деятель Кирилл Форманчук утверждает, что реальные показатели аварийности и смертности сильно превышают данные статистики, предоставляемой ГИБДД.
«Россия взяла на себя определенные обязательства, есть ведь программа ВОЗ и ООН по снижению аварийности и аналогичная федеральная программа. Теперь показатели смертности просто обязаны снижаться, они строго соответствуют запланированным показателям. В реальности нет никакого снижения аварийности или смертности», — отметил он в беседе с «Газетой.Ru».
Юрист объяснил, что «мухлеж со статистикой» начинается на нижних уровнях. Он утверждает, что инспекторы ГИБДД в районах при сборе данных намеренно занижают показатели.
«Насколько я знаю, например, районные гаишники не учитывают погибших на прилегающих территориях.
То есть если пешехода во дворе сбили — это не входит в статистику, — говорит Форманчук. — Еще есть тонкости с пострадавшими, которые после ДТП погибают не на месте аварии, а позже в больнице. Если человек умер в больнице через несколько суток, то его, как правило, не учитывают».
По мнению эксперта, показатели смертности, предоставляемые ГИБДД, в ближайшее время будут снижаться примерно на 10% каждый год. При этом реальную обстановку они отражать не будут, считает он.
«Не может так резко снижаться количество погибших в авариях с учетом того, что количество автомобилей и водителей постоянно растет. Это математически невозможно», — подытожил Форманчук.
Напомним, что одним из громких ДТП с погибшими за последнее время стала авария в Забайкалье, где перевернулся автобус, в котором ехал 51 человек. Авария произошла на 702-м км федеральной автодороги Р-258 «Байкал» в ночь на 12 июня.
Автобус Kia Granbird съехал в кювет и перевернулся на опасном участке автодороги Иркутск — Чита в 15 км от поселка Хохотуй Петровск-Забайкальского района. В салоне находились паломники, которые возвращались в Читу после поездки в обитель преподобного Варлаама Чикойского. На месте аварии погибли десять человек, еще четверо скончались позже от полученных травм. Почти все оставшиеся в живых пассажиры были госпитализированы в тяжелом и крайне тяжелом состоянии.