В рамках «круглого стола» по вопросам трудовых отношений таксистов, который прошел в Госдуме, представитель Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Роман Самсонов предложил внедрить в работу таксистов средства объективного контроля наподобие тахографов.
«Думаю, что предложение о наличии средств объективного контроля вполне возможно включить в законопроекты по совершенствованию работы такси. В настоящее время отсутствуют объективные средства контроля за режимом работы таксистов. Есть только путевой лист», — цитирует его «Интерфакс».
По словам Самсонова, сегодня тахографы уже применяются для контроля труда и отдыха водителей грузопассажирского транспорта. Он также добавил, что регулирующее работу такси законодательство нуждается в совершенствовании и сегодня в Госдуме находится ряд предложений по его улучшению.
При этом как именно и на чьи средства будет реализовываться данная инициатива, Самсонов не уточнил.
Председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов рассказал «Газете.Ru», что предложенные МВД меры по ужесточению контроля за работой таксистов не будут приняты в связи со сложностью их реализации.
«Всем понятно, что установить тахографы в каждый автомобиль невозможно. Выделить автомобиль такси из общего транспортного потока тоже нереально. Поэтому такие предложения МВД — не более чем фикция. Они просто неприменимы», — сказал он.
В то же время Амосов утверждает, что проблема в сфере таксомоторных перевозок уже достигла критической отметки и участники профессионального сообщества сами настаивают на введении форм контроля за работой водителей.
«Агрегаторы в борьбе друг с другом настолько занизили цены, что таксистам теперь приходится работать по 15–20 часов в сутки с одним выходным в неделю, чтобы получать хоть какую-то прибыль. Естественно, физически люди очень сильно устают. Через какое-то время они просто засыпают за рулем», — объяснил эксперт, добавив, что помимо тахографов сегодня существует много других более дешевых способов контроля за работой таксиста.
По его словам, такие функции можно выполнять даже без установки дополнительного оборудования, с помощью программных средств.
«Но для внедрения этих форм контроля необходимо, чтобы были приняты специальные законодательные нормы. В частности, необходимо, чтобы был введен электронный путевой лист», — подытожил он.
Такого же мнения придерживается и председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. Он полагает, что отношения в отрасли действительно нуждаются в регулировании, однако утверждает, что возможность реализации инициативы зависит в первую очередь от того, сколько это будет стоить.
«Если внедрение новых форм контроля обойдется таксопаркам в суммы порядка 3 тыс. руб. на каждый автомобиль, мы готовы на это пойти. Если же это будет стоить около 50 тыс. руб., то мы, конечно же, против», — сказал он.
По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслава Лысакова, предложения по внедрению подобных форм тотального контроля за таксистами не будут реализованы.
«Если компании надо отслеживать работу своих сотрудников, она это сделает. Но это частный бизнес, и вмешиваться в эту сферу государству — означает посягать на коммерческую тайну. Это противозаконно и никакого отношения ни к безопасности, ни к регулированию дорожного движения не имеет», — сказал он.
Лысаков утверждает, что таксисты, как и все другие водители, должны выполнять требования законодательства. Если таксисты работают сверх установленной законом нормы, то отвечать за это должны таксомоторные парки или же сами индивидуальные предприниматели.
«Минтранс может проверить их работу, для этого разработан целый ряд методов. Непонятно, зачем МВД придумывать что-то новое», — пояснил он.
Кроме того, по словам Лысакова, в Госдуме уже подготовлен ко второму чтению объемный законопроект, который должен урегулировать большее количество проблем в области таксомоторных перевозок.
Напомним, что с 1 апреля 2013 года вступили в силу изменения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», которые обязывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оснащать тахографами транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров (от восьми человек) в междугороднем и международном сообщении, а также транспортные средства массой более 3,5 тонны, используемые для перевозки грузов.
За невыполнение этого требования предусмотрена ответственность, установленная в ст. 11.23 КоАП РФ (управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства), санкция которой предусматривает штраф от 1 тыс. до 3 тыс. руб. для граждан и от 3 тыс. до 5 тыс. руб. для должностных лиц.