Украина отказалась от российского ГАЗа

Украина ввела санкции против российских автопроизводителей

Евгений Костогоров
vk.com
Власти Украины ввели санкции в отношении российских автопроизводителей. В санкционный список попали в том числе группа ГАЗ и КамАЗ. При этом именно российская продукция в прошлом году была наиболее популярной на украинском автобусном рынке. Эксперты полагают, что Украина не сможет в короткие сроки наладить производство собственных автомобилей, а санкции сильнее всего ударят по рядовым пользователям транспортных средств.

В соответствии с указом президента Украины №133 от 15 мая, на территории страны на три года вводятся экономические санкции против ряда крупных российских автопроизводителей. Об этом сообщается на сайте ассоциации «УкрАвтопром».

Среди попавших под санкции компаний оказались, в частности, ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ», а также входящие в нее ООО «Русские автобусы — Группа ГАЗ» и ООО «Павловский автомобильный завод» (ПАЗ).

В отношении данных организаций будет применяться блокировка активов, ограничение торговых операций, предотвращение вывода капитала с Украины, а также прекращение выполнения экономических и финансовых обязательств. Также вводится запрет на проведение государственных закупок у госкомпаний и юридических лиц, доля уставного капитала которых находится в собственности иностранного государства.

По данным источников «Газеты.Ru», близких к группе ГАЗ, санкции коснулись не всего автопроизводителя, а только трех входящих в группу юридических лиц, занимающихся исключительно выпуском пассажирских автобусов.

По словам источника, введение таких санкций может быть связано с попыткой украинских властей ограничить конкуренцию, защитив тем самым своих автобусных производителей.

В прошлом году, по данным «УкрАвтопрома», продукция российского производителя ПАЗ, который входит в группу ГАЗ, стала лидером автобусного рынка Украины — за год в страну был поставлен 401 автобус. За первый квартал 2017 года на Украине уже было продано 90 автобусов «ПАЗ» и 350 автомобилей марки «ГАЗ».

В пресс-службе группы ГАЗ «Газете.Ru» не смогли прокомментировать возможные причины и последствия от введения санкций для компании, заявив, что пока анализируют информацию.

В свою очередь завод КамАЗ под санкции попал лишь частично — в отношении производителя были введены только ограничения на проведение торговых операций на территории Украины сроком на один год. В пресс-службе КамАЗа заявили, что на компанию это решение украинских властей никак не повлияет.

«Против нас санкции ввели еще в октябре 2016 года, поэтому эти новые ограничения на нас никак не влияют. Более того, октябрьские санкции на нас тоже никак не повлияли, потому что еще в марте 2014 года мы полностью ушли с Украины, продали все сервисные и дилерские центры и закрыли бизнес там»,

— пояснили в пресс-службе, добавив, что сегодня официально на Украину продукция КамАЗа не поставляется.

В беседе с «Газетой.Ru» исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов отметил, что введение санкций по большей части связано с обостренными политическими отношениями между странами.

При этом он считает, что сильнее всего ограничения ударят по владельцам и пользователям автомобилей российского производства, поскольку теперь сильно осложнится процесс их обслуживания.

«Пользователем придется, вероятно, в частном порядке закупать запчасти в России и ввозить их на территорию Украины», — сказал Удалов.

Эксперт также пояснил, что уход российских автопроизводителей с украинского рынка не приведет к росту объемов производств местных компаний.

«Думаю, что Украина теперь будет закупать подержанные автомобили в Европе или продолжать ездить на уже купленных в России транспортных средствах. Не думаю, что им удастся быстро организовать и поднять собственные производства», — объяснил аналитик.

В то же время российские компании от введения санкций, по мнению Удалова, пострадают не сильно.

«Рынок Украины сейчас не настолько велик, чтобы уход с него оказал серьезное влияние на российских производителей. Хотя, несомненно, заменять его чем-то придется», — подытожил эксперт.

После начала военного конфликта в Донбассе и девальвации валюты украинский авторынок продемонстрировал сильнейший обвал. Так, в январе 2015 года количество сделок по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года сократилось почти в пять раз, в то же время цены на автомобили тогда выросли как минимум в 2,5 раза.

Помимо существенного сокращения объемов продаж сильно изменилась и структура авторынка. Бывшие раньше лидерами бренды Gelly и ZAZ были вытеснены японскими и европейскими производителями.