«В тренде практичность и доступность»

Продажи новых автомобилей в РФ увеличились в апреле на 7%

Алина Распопова
Юрий Смитюк/ТАСС
На 6,9% выросли в России продажи новых автомобилей по итогам апреля – до 129 476 штук. Положительная динамика относительно прошлого года условна – обогнать результаты марта не получилось. Чаще всего в апреле россияне уезжали из дилерских центров на новеньких KIA Rio, Lada Granta, Hyundai Solaris, Lada Vesta и Hyundai Creta. В заметном минусе оказались бренды Toyota, УАЗ, Lexus и Audi.

В этом апреле россияне купили 129 476 новых легковых автомобилей – это на 6,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие цифры предоставили в ежемесячном отчете эксперты Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Однако говорить об ощутимой положительной динамике спроса слишком рано – апрельские результаты не превзошли мартовских показателей (137 984 единицы). «Пока мы еще не видим установившейся сезонности здорового рынка, что напоминает нам, каким хрупким является текущее осторожное восстановление. Тем не менее результат продаж апреля – очередной шаг в правильном направлении», – заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Бренды-лидеры

Согласно апрельским данным, больше всего в России по-прежнему покупают автомобили Lada – в минувшем месяце 26 337 человек не ушли с пустыми руками из дилерских центров «АвтоВАЗа» (+7%). На втором месте KIA с результатом 16 003 (+32%), Hyundai продал 13 656 автомобилей (+12%), следом идут Renault — 11 574 автомобиля (+19%) и замыкает первую пятерку Volkswagen, продемонстрировавший рост продаж до 7257 автомобилей (+21%).

Во второй пятерке оказалась японская Toyota, которая даже с 12-процентном падением до 7052 единиц обогнала Skoda (5374 единицы), Nissan (4944), ГАЗ (4785) и Ford (4049). Чуть не дотянул до попадания в «десятку» Mercedes-Benz, который вовсю готовится к началу строительства завода по производству легковых автомобилей в Подмосковье. Немецкий премиальный бренд улучшил результат на 1% и продал в России 3225 автомобилей. Еще один представитель немецкой тройки, бренд BMW, нарастил продажи на 17% и вышел на цифру 2614 реализованных машин.

Между тем заметно просели УАЗ (3151 автомобиль, –22%), Lexus (1905, –18%) и Audi (1630, –23%).
Скромные, но позитивные цифры показывают Mazda (1765, +15%, ), Volvo (510, +10%). На один процент подросли Porsche (450 единиц) и Infiniti (380).

Предпочтения по моделям

Что касается результатов по конкретным моделям, то самым популярным автомобилем в России как по итогам апреля (8942 единиц), так и по результату четырех месяцев года (30 043) остается KIA Rio. На втором месте по итогам апреля (8419) и четырех месяцев года (26 120) — Lada Granta. В апреле третьим по популярности стал Hyundai Solaris – благодаря запуску нового поколения интерес к автомобилю заметно оживился. А вот по итогам четырех месяцев место в тройке отвоевала Lada Vesta, которая пока рестайлинга не претерпела.

Также в списке популярных апрельских моделей – прорывной кроссовер Hyundai Creta, ждущий обновления седан VW Polo, стабильный внедорожник Renault Duster, высокий хетчбэк без полного привода Lada XRay, неубиваемый автомобиль для офф-роуда и деревни Chevrolet Niva и стильный кроссовер Renault Kaptur.

Покупают после укрепления рубля

По оценке экспертов, решающим драйвером продаж новых автомобилей в России в первом квартале стало совпадение сроков начала автомобильного сезона и относительной стабилизации курса рубля, замедления инфляции и снижения кредитных ставок.

«С учетом того что сейчас в госбанках можно получить автокредит даже под 11,5% без господдержки, в целом покупка автомобиля с использованием заемных средств рассматривается населением как достаточно удачное решение, — сказал «Газете.Ru» генеральный директор инвестиционной компании «Форум» Роман Паршин. – В прошлом году рынок автокредитования вырос на 37% к уровню 2015 года.

Сейчас каждый второй автомобиль куплен в кредит и большинство самых популярных моделей также проданы в кредит. Но в перспективе увлечение кредитами может привести к новому витку стагнации на рынке.

С премиальным сегментом все сложнее – он менее подвержен влиянию экономических факторов. Поэтому нельзя исключать, что данная динамика обуславливается в целом насыщением рынка».

В свою очередь, старший консультант практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Сергей Думченко считает, что для определения устойчивой динамики на авторынке стоит дождаться майских результатов: «Сейчас рынок легковых автомобилей меняет свою конфигурацию: растет доля массового сегмента за счет сокращения доли премиального сегмента, в тренде больше практичность и доступность».

Директор дилерского центра «Hyundai РОЛЬФ Алтуфьево» Дмитрий Щербаков также считает, что для утверждений о начале устойчивого роста рынка нет оснований. «Рынок осваивается в условиях новой экономической реальности, – сказал Щербаков «Газете.Ru». – Ключевую роль в стабилизации ситуации сыграли государственная программа льготного кредитования и специальные финансовые программы автопроизводителей, в том числе спецпрограммы по трейд-ин. Кредитные продажи не дают рынку упасть. Именно поэтому сейчас массовый сегмент, а не премиум оказывается локомотивом рынка».

Некоторое охлаждение рынка премиум-сегмента эксперты объясняют ожиданиями лучших предложений. «Зачастую покупателями автомобилей премиум-брендов являются люди, имеющие валютный доход и сбережения. Поэтому часть покупателей решили отложить приобретение дорогих автомобилей до момента предоставления дополнительных скидок на покупку со стороны производителей либо ожидаемого сейчас ослабления национальной валюты», — считает аналитик ГК «Автомир» Алексей Кузьмич.