Вечер пятницы, Северо-Восточный округ столицы. Мы встречаемся с совсем молодым лейтенантом полиции Вадимом Полозовым около 22 часов, на полчаса позже запланированного времени — наряд, к которому я должна была присоединиться, ловил по округу угнанный белый Suzuki. Преступник ухитрился улизнуть по МКАД. Такое случается нередко — за сутки можно встретить несколько автомобилей, которые находятся в розыске, поймать каждый нереально. Поскольку стационарные посты в городах России практически упразднены, наряды ГИБДД ежедневно дежурят на так называемых непередвижных постах. По городу основные точки дежурств сотрудников ГИБДД уже хорошо знакомы — например, Алтуфьевское и Осташковское шоссе, участок у Рижского вокзала и так далее.
Поэтому потенциальные цели — водители без прав, подвыпившие или наркокурьеры — стараются выбирать максимально неприметные маршруты.
Например, через район Бибирево, где мы и паркуемся на служебном Ford Focus на неприметной улочке, но с выездом на МКАД. «Бывает, что водитель выпил вечером, а пешком идти не хочется, или с женой поругался, выпил, сел в машину и поехал», — рассказывает лейтенант Полозов. По его личному опыту, отказы от освидетельствования превышают количество проведенных «продувок».
«Иногда люди, считающие себя юридически подкованными, думают, что, раз ты отказался от медосвидетельствования, значит, и не пьяный. Конечно, это не так.
Другие отказываются только из экономии времени — например, знают, что виноваты. Куда-то ехать, ждать, пока тебя примет врач, потом еще добираться домой. Проще сразу подписать отказ, согласиться с отстранением от управления автомобилем, погрузить машину на эвакуатор и пойти домой», — говорит Полозов.
Как происходит медосвидетельствование
Схема задержания нетрезвого водителя следующая: допустим, наряд ГИБДД останавливает автомобиль и есть основания предполагать, что человек за рулем находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Ему предлагается пройти медосвидетельствование в патрульном автомобиле с помощью алкотестера.
«Если человек согласен, то составляется документ об отстранении его от управления транспортным средством и акт о направлении на медосвидетельствование, — рассказывают сотрудники ГИБДД. — Личное право каждого — соглашаться с этой процедурой или нет. Некоторые просят поехать сразу ко врачу-наркологу.
При этом, если водитель попался именно на наркотическом опьянении, он обязан встать на учет в наркодиспансер, и в дальнейшем, когда он снова захочет получить права, ему будет сложнее пройти медкомиссию. Поэтому многие и отказываются.
Пока ужесточения за отказ от медосвидетельствования не ввели, поэтому и за пьянку за рулем, и за отказ санкции одинаковы — отстранение от управления транспортным средством от полутора до двух лет и штраф 30 тыс. За повторный отказ или пьянку последует ответственность по относительно недавно введенной ст. 264.1 УК России».
Как поясняют гаишники, забрать автомобиль в таком случае может только человек, вписанный в страховку. «У нас бывали такие случаи, когда к задержанными водителям приезжали друзья или соседи, забирали ключи и документы, обещали не отдавать, пока те не протрезвеют. А потом, когда довозили таких товарищей домой, все-таки возвращали и ключи, и документы. И водители снова садились за руль, попадали в ДТП. Совсем недавно такого товарища отстранили от управления, а он снова поехал, протаранил несколько автомобилей во дворе».
Пока мы беседуем, экипаж ДПС один за другим останавливает автомобили, проверяет права, заглядывает в багажники, подсвечивая их жезлами. Пока все чисто. «Автомобиль в потоке выбирается уже инстинктивно, этого не передать, — рассказывают мои напарники на этот вечер. –
От марки машины почти ничего не зависит. Наркотики могут перевозить как в «Жигулях», так и в Mercedes, или вообще на такси.
Несколько дней назад поймали машину, в которой везли восемь килограммов запрещенных веществ на любой вкус, от героина до «травки». Есть и ориентировки по угонам. Популярнее всего Kia Rio и Hyundai Solaris: они чаще используются в такси и для них нужны дешевые запчасти. Много угоняют и машины марки Lexus: выбирают внедорожник подороже, везут обычно на Кавказ, откуда поступает большинство заказов, и продают уже втрое дешевле.
«Случается, что машины заказывают очень влиятельные люди, и, даже если ты нашел угнанный автомобиль, вызволить его с Кавказа практически нереально, — говорят полицейские. — Специализируются на угонах те же выходцы с Кавказа.
А по «разборке» машин традиционно считаются мастерами выходцы из Армении. Был случай, когда внедорожник Lexus доставили туда на самолете. Его обнаружили, но вернуть автомобиль в Россию получилось только с помощью ФСБ».
Тут перед нашим постом резко разворачивается черный внедорожник. Бежим в машину, включаем сирену и бросаемся в погоню. Ford с двухлитровым мотором на «ручке» едет резво, но вот водитель сворачивает во дворы и теряется в переулках. Вдруг, кажется, снова он.
Двумя экипажами блокируем автомобиль, требуем остановиться. За рулем испуганная девушка с пассажиром. Осечка — не та машина, извиняемся и возвращаемся на пост.
Гаишники заметно расстроены, но делать нечего. «Разворачиваются часто, и в таком случае шансы, что тебя точно будут ловить и проверять, гораздо выше, — делятся полицейские. — Недавно перед нами так развернулся водитель Mazda и давай «топить» от нас. Машина запрыгнула на бордюр, застряла, а пьяный вусмерть водитель думал, что все едет. Бывает, что пьяные водители пытаются убежать, а потом сделать вид, что были пассажирами или просто шли мимо. Так, мы гнались за пьяным в районе поселка Северный. Тот оторвался, выбежал из машины, встал на дорогу и голосует.
Мы подъезжаем прямо с мигалками, а тот был в таком состоянии, что подумал, что это такси. Говорит: «Мужики, спасайте, за мной менты гонятся, довезите домой». Ну мы говорим, конечно, садись.
Без смекалки и хитрости у нас никуда, а еще без чувства юмора. Вот, например, поступила ориентировка на мотоциклиста, который гонял по городу без госномеров. Выявили его в потоке, сели на хвост на светофоре. Тот нас заметил, стал нервничать. А в городе мотоцикл на машине не поймать. Ну а мы давай вообще в другую сторону смотреть, мол, он нам вовсе и не интересен. Ждем светофор. Тот расслабился, убрал руки с руля, а это самое главное. Мы бегом, жезл в колеса — и готов».
Спрашиваю о том, когда у каждого сотрудника ГИБДД на форме будет закреплена видеокамера — такое нововведение у столичных гаишников якобы уже давно внедрено.
Оказывается, что пока такие камеры есть только у сотрудников спецбатальонов. «Конечно, мы только за, чтобы были такие камеры, — утверждают сотрудники ГИБДД. — Это бы сразу помогало избежать неоднозначных ситуаций. Мы даже сами иногда заказываем небольшие камеры через интернет и снимаем, порой даже просто для себя, какую-то эффектную погоню или разборки с водителями. Монтируем ролики для себя, чтобы потом показать сослуживцам».
Возвращаемся на пост. К нам подходит сержант с телефоном.
«Опять поставили метку, что дежурят гаишники», — говорит он, показывая «Яндекс.Карты». И правда, водители уже поставили предупреждение о посте. Полицейские быстро ее снимают.
«Мы тоже умные», — смеются они. По рации с соседнего поста у Останкинской телебашни тем временем передают: «Внимание, задержаны бахусы, приезжайте». «Кто?» — недоумеваю я. Оказывается, так гаишники называют пьяных водителей — в честь греческого бога виноделия. Подъезжаем на место, там за вечер уже улов — пять «бахусов». Несколько написали отказ, остальные поехали на медосвидетельствование, все спокойно, без инцидентов. Подмечаю, что большинство гаишников еще довольно молодые ребята. «Сейчас к нам приходит все больше молодежи, — подтверждает наблюдение мой спутник Вадим Полозов. — Престиж профессии все-таки растет, относиться к нам стали лучше, а работа хоть и тяжелая, но интересная. Тут нужно быть и психологом, и сыщиком».
На часах уже второй час ночи. Экипажи работают два через два с 7 утра до 19 вечера и наоборот, я же за четыре часа успела устать и замерзнуть. Пора домой.