«Помимо теоретических знаний в области безопасности дорожного движения, экзаменатор должен в совершенстве обладать приемами управления транспортными средствами и навыками межличностного общения; в условиях конфликтных ситуаций уметь распознавать возникновение опасной обстановки и предотвращать возможные риски, — говорится в сообщении на сайте МВД, посвященном вступлению документа в силу. — В соответствии с утвержденными требованиями задачей экзаменатора является принятие решения о допуске кандидата в водители к управлению транспортным средством на основании проверки наличия у кандидата в водители необходимых знаний и навыков».
Сам текст приказа состоит из трех пунктов. В первом обозначаются базовые требования к сотруднику, принимающему экзамены у кандидатов в водители: возраст не менее 25 лет; высшее образование; право на управление транспортными средствами тех категорий или подкатегорий, по которым будут проводиться практические экзамены; стаж управления транспортными средствами не менее пяти лет.
Во втором пункте обозначены требования к знаниям сотрудника — международных договоров, законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы допуска водителей (кандидатов в водители) к управлению транспортными средствами; части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения, а также уголовной, административной и гражданской ответственности водителей транспортных средств; правил дорожного движения и других, говорится в документе.
В третьем пункте подробно прописаны навыки, которыми должен обладать сотрудник Госавтоинспекции: управления транспортным средством той категории или подкатегории, по которой проводится практический экзамен; оценки теоретической и практической подготовки кандидатов в водители; межличностного общения, в том числе в конфликтных ситуациях; распознавания опасной обстановки и предотвращения дорожно-транспортных происшествий в ходе проведения практического экзамена; оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии; работы с электронной организационной и специальной техникой, используемой при осуществлении экзаменационной деятельности; работы с необходимым программным обеспечением.
О готовящихся изменениях стало известно еще в конце сентября 2016 года, когда МВД опубликовало на портале regulation.gov проект приказа «О квалификационных требованиях к уполномоченным должностным лицам подразделений Госавтоинспекции, на которых в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) возложены служебные обязанности по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами».
В пояснительной записке к документу, составленной в ГИБДД, отмечалось, что он разработан в том числе в исполнение майских указов Владимира Путина после избрания его президентом в 2012 году.
Тогда в МВД на период 2014–2018 годов было запланировано ужесточение требований к сотрудникам, принимающим у водителей экзамены.
«Разработка проекта приказа обусловлена необходимостью установления требований, профессиональных знаний и навыков, необходимых для качественного приема экзаменов», — говорилось в записке. Там же отмечалось, что введение новых, более жестких требований позволит в том числе повысить и «уровень общественного доверия к сотрудникам Госавтоинспекции и полиции в целом».
Разрабатывая новые требования, авторы документа изучили и учли международный и отечественный опыт подготовки и допуска к работе лиц, осуществляющих проверку знаний и навыков для получения права на управление транспортными средствами, а также результаты проведенного в Научно-исследовательском центре безопасности дорожного движения (НИЦ БДД) МВД России анализа качественного состава сотрудников Госавтоинспекции, выполняющих указанные функции в настоящее время.
Судя по всему, качественный состав сотрудников не идеальный, иначе в МВД вряд ли решились бы на ужесточение требований к экзаменаторам.
Кроме того, в записке отмечалось, что, в отличие от большинства подобных приказов, когда дополнительных расходов из бюджета на его реализацию не требуется, в данном случае в ведомстве посчитали, что дополнительные ассигнования из бюджета необходимы. Во сколько обойдется казне повышение квалификации сотрудников Госавтоинспекции, в пояснительной записке не указано.