Специалисты компании «Яндекс» проанализировали отметки об авариях, которые на карте Москвы оставляют пользователи приложений «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор», и на их основе составили рейтинг аварийности дорог столицы.
Эксперты разделили город на квадраты со стороной сто метров и собрали все отметки, объединяя те, которые относятся к одному ДТП. Затем все квадраты сравнивались между собой, и из них выбирались такие, где отметок больше всего.
В целом за 2015 и 2016 годы автомобилисты оставили в приложениях более 3 млн комментариев. Из них аналитики «выбросили» обычные разговоры и оставили только те, что с большой вероятностью относятся к авариям.
В итоге было выбрано 622 тыс. отметок в 2015 и 621 тыс. в 2016 году. «Они соответствуют как серьезным авариям, так и мелким столкновениям и поломкам, которые затрудняют движение, но редко учитываются в официальной статистике», — говорится в исследовании.
Оказалось, что чаще всего сообщения о ДТП водители оставляют на развязках с МКАД и ТТК, а также на крупных магистралях — Ярославском, Киевском, Щелковском и Ленинградском шоссе. При этом в центре города, судя по данным «Яндекса», аварий происходит не так много — там сосредоточено всего 15% всех отметок.
Самым аварийным участком Москвы стал Маяковский тоннель под Триумфальной площадью. А наиболее опасным участком за пределами МКАД признали участок Ленинградского шоссе перед съездом на Международное шоссе.
Примечательно, что подобное исследование «Яндекс» проводил и в 2014 году. Распределение аварийных мест по данным за разные годы в целом совпадает, однако само количество ДТП постепенно падает.
При этом на отдельных участках дорог количество аварий, наоборот, растет. Например, за последний год чаще попадать в ДТП стали в центре Москвы, на Ленинградском, Пятницком, Новорижском и Дмитровском шоссе, а также в отдельных районах МКАД и ТТК.
По мнению аналитиков «Яндекса», такие локальные изменения связаны с проведением ремонтных работ на трассах.
Интересно, что аварийность постепенно возрастает к концу года, так, больше всего сообщений о ДТП приходится на осенние месяцы и начало зимы. Например, в прошлом году больше всего отметок было получено в декабре — их количество превысило 10% от всех сообщений за год.
А январь и февраль, по статистике, являются самыми безопасными.
Летом автомобилисты чаще всего попадают в аварии на МКАД и магистралях сразу за пределами кольцевой. Зимой, когда за город ездит меньшее количество людей, сталкиваются в основном внутри МКАД и на ТТК.
По мнению координатора движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, на данные «Яндекса» можно опираться, однако они не самым лучшим образом демонстрируют наиболее опасные места в Москве.
«Любой пользователь «Яндекс.Навигатора» знает, что зачастую метка ДТП используется для обычных комментариев на трассе, вместо «Разговорчиков», потому что ее дольше не стирают, — говорит эксперт. — В списке самых опасных мест, например, отсутствует Кутузовской проспект. Это связано с тем, что
на картах отмечаются любые ДТП, в частности мелкие аварии, царапины и прочее. А Кутузовский проспект обладает своей спецификой: он прямой, автомобили по нему едут быстро, мелкие аварии здесь случаются редко.
Но если посмотреть статистику погибших, то это настоящая «трасса смерти». Из-за этого данные «Яндекс.Навигатора» в данном случае не совсем корректны, нет корреляции между количеством ДТП и тяжестью их последствий».
В то же время о падении аварийности в столице говорит и официальная статистика ГИБДД. За год число тяжких аварий в Москве сократилось более чем на тысячу с 10 396 до 9045 случаев. При этом самыми аварийными периодами, по данным ведомства, являются конец весны и конец лета. Также много аварий происходит и в декабре.
Примечательно, что уровень дорожной безопасности планомерно растет по всей стране. За прошедший год на дорогах России погибло 20 308 человек, что значительно меньше, чем за год до этого. Несмотря на постоянно увеличивающееся количество автомобилей, 2016 год стал наименее аварийным за всю историю современной России.
Открытой статистики аварийности во времена СССР не публиковалось, но результаты отдельных исследований говорят о том, что столь низких показателей смертности на дорогах России и СССР не было с 70-х годов XX века.