Шанхайский международный автосалон — статусное событие для Китая. Проходит оно с огромным количеством местных автомобильных марок — это один из поводов громко заявить о себе как локальным производителям, так и иностранцам. Люксовые мировые бренды не считают зазорным привозить сюда по нескольку премьер, ведь Китай считается важнейшей площадкой для продвижения беспилотных технологий и развития направления электрокаров.
Огромное население (1,38 млрд человек), крайне низкий по меркам ведущих стран мира уровень автомобилизации, хорошие доходы в крупных и даже небольших городах, а также настоящая страсть к роскоши и брендам делают эту страну лакомым кусочком для большинства автопроизводителей.
В итоге крупнейшее мотор-шоу в Азии, которое проходит раз в два года, неизменно собирает толпы журналистов не только из Китая, но и со всего мира. В их числе оказалась и корреспондент «Газеты.Ru», которая не только изучила самые интересные премьеры и модели, но и выяснила секрет бурного развития китайского автопрома.
Без собственных заводов и с особенными комплектациями
В отличие от России, в Китае на законодательном уровне запрещено продавать автомобили тем компаниям, которые не ведут собственного производства в стране. Это делается для защиты местных автобрендов, коих тут уже более сотни и количество которых постоянно растет. Так, хочешь ты продавать здесь даже самые редкие и эксклюзивные машины, будь добр организуй сборку хотя бы других, родственных вашей компании моделей. Локализация даже более бюджетных флагманов дает право на импорт моделей из линейки подороже.
в отдельном репортаже
Но строить собственные заводы, опять-таки в отличие от России, здесь нельзя — необходимо организовать контрактное производство с кем-то из местных автобрендов.
Что подразумевает обмен технологиями и закупки у местных поставщиков. Но иностранцы не жалуются: доступ к такому обширному рынку, как Китай, и умение удовлетворить своеобразные запросы автомобилистов обеспечивают стабильный спрос. Наглядный пример — Volkswagen, который, несмотря на последствия «дизельгейта», именно за счет китайского рынка по итогам 2016 года обогнал по объемам продаж своего главного конкурента — японскую Toyota.
Уровень локализации VW в Китае достигает 90–95%, а экспортировать при этом нужды нет — все разлетается в пределах страны. Что, кстати, обеспечивает марке статус лидера этого рынка. Конечно, есть дополнительные требования к тем, кто инвестировал в Китай. Так, с 2018 года каждую марку обязали иметь в китайском портфолио как минимум одну модель, которая работает на «чистой энергии». Имеются в виду электрокары.
А еще с недавних пор китайским чиновникам запретили по долгу службы ездить на автомобилях иностранных брендов — те, как и их российские коллеги, предпочитали непатриотичных «немцев».
Однако теперь госслужащие страны довольствуются отечественными, довольно старомодными лимузинами FAW Нongqi. Да и для личного пользования приобретать «иностранцев» они также не рискуют.
Приходится иностранцам адаптироваться и к местным вкусам. В Китае любят большие автомобили с просторными салонами, поэтому практически у каждого иностранного бренда в китайской линейке представлены удлиненные версии привычных моделей.
Даже если у вас и так лимузин, китайцы все равно захотят подлиннее.
Также здесь любят более дорогие и броские материалы.
Больше пространства, хрома и светлый салон
Ярким представителем того, что так любят в Китае, стал электрический концепт-кар от Skoda Vision E, мировая премьера которого состоялась именно в Шанхае.
Просторный пятидверный SUV с белоснежным футуристичным салоном стал очередным результатом развития в том числе и беспилотных технологий. Благодаря электрической силовой установке мощностью 225 кВт (306 л.с.) Vision E, как уверяют в Skoda, очень динамичен. Максимальная скорость автомобиля составляет 180 км/ч, а мощная тяговая литий-ионная батарея обеспечивает ему запас хода до 500 км.
Еще одной мировой премьерой, уже от Audi, стала модель Audi e-tron Sportback. В отличие от собратьев из Skoda и Volkswagen, планов по которым пока не называют, этот концепт максимально приближен к серийному варианту, и его мировые продажи стартуют уже 2019 году. При этом в Россию новинка должна попасть немного позже.
в отдельном репортаже
Четырехдверный Audi e-tron Sportback класса Gran Turismo оснащен электрической силовой установкой мощностью 320 кВт, на разгон до «сотни» у концепта уходит 4,5 секунды. Благодаря батарее емкостью 95 кВт•ч запас хода без подзарядки превышает 500 км. Светлый космический салон с сенсорной панелью выдержан в минималистичном дизайне. Органы управления спроектированы так, чтобы на выполнение операций ушло минимум времени. Еще одной необычной деталью стали цифровые боковые зеркала заднего вида: они вмонтированы в дверях и представляют собой небольшие дисплеи, на которые транслируется изображение с видеокамер.
В свою очередь, Mercedes-Benz показал прототип Concept A — предвестника A-Class нового поколения, который должен появиться на мировом рынке к концу 2018 года. Новинка олицетворяет собой развитие дизайна компакт-каров марки.
Конечно, без моделей, предназначенных только для Китая, в Шанхае не обойтись. К примеру, Hyundai Motor представила здесь новый ix35, а Kia — компактный седан Pegas и хетчбэк K2 Cross с увеличенным клиренсом и элементами дизайна кроссовера. Citroen, который в России переживает не лучшие времена, а на глобальном уровне вновь концентрируется на сегменте кроссоверов, привез в Китай новый седан C5, совершенно изменив и осовременив модель, особенно в части интерьера. Технологического прорыва не случилось — улучшена изоляция, появилась функция слежения за полосой и контроля слепых зон.
Локальные бренды между тем выкатывают модели на любой вкус — от бюджетных до люксовых, а также концепты, привлекая для их создания именитых дизайнеров.
Лидер по продажам среди местных автокомпаний, Changan, представил концепт-кар Yuyue, напоминающий танк. Занимающий за ним второе место премиальный бренд кроссоверов Haval выставил на стенде концептуальный HB-03PHEV.
А поработал над ним не кто иной, как главный дизайнер бренда Пьер Леклерк, который ранее занимал аналогичную должность в подразделении M концерна BMW. Может быть, поэтому новинка чем-то напоминает дизайн немецкого бренда. Очередным плодом долгого сотрудничества выходца из Volvo дизайнера Питера Хорбери и Geely стал пока только концептуальный минивэн MPV, первый в истории марки. Совсем скоро он пойдет в серию.
Всего на салоне показали несколько сотен новых автомобилей. Остались еще марки, которые не спешат придумывать собственные лица и грешат традиционно китайским искусством заимствования всего, что можно взять у других, более успешных и узнаваемых брендов. Но, как уверяют лидеры рынка, совсем скоро такие имитаторы сгинут, не выдержав конкуренции. А оставшиеся будут прогрессировать и создавать автомобильное будущее и развивать технологии, которые когда-нибудь придут и в Россию.