Виновен, но лишь предварительно
Спустя почти целый год после резонансного смертельного ДТП в Кемеровской области, в котором погибли четыре девушки, дело может в ближайшее время отправиться в суд. Как рассказали «Газете.Ru» близкие погибших девушек, предварительное следствие закончено.
Следователи из Кузбасса пришли к выводу, что действия именно экс-главы ГИБДД Кузбасса Юрия Мовшина привели к роковому столкновению его Toyota Land Cruiser 200 и Toyota Corona Premio, в котором ехали водитель и четверо пассажирок.
Ранее Мовшину уже было предъявлено обвинение по статье «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» (ч. 5 ст. 264 УК РФ). Максимальное наказание для виновника аварии по этой статье — до семи лет лишения свободы. Теперь, если с решением следователей согласятся в местной прокуратуре, все материалы будут переданы в суд, чего так ждут семьи погибших.
Напомним, ДТП произошло 23 апреля 2016 года. Тогда Юрий Мовшин, управляя внедорожником Toyota Land Cruiser 200, на высокой скорости совершал обгон по встречной полосе. Там он протаранил следовавший в попутном направлении Toyota Corona Premio, водитель которой пересекал встречку, поворачивая налево. В салоне Premio находились пять человек: управлявший машиной мужчина и четыре девушки. Водитель был госпитализирован с переломом руки. Две девушки погибли на месте ДТП, еще две скончались в реанимации. Среди погибших оказались мотоциклистки из клуба «Всадницы» Галина Гаврилова, Дарья Башурова, Светлана Пермякова, а также Наталья — жена президента мотоклуба Frozen Souls Кемерово Дениса Лосева. У некоторых из них остались несовершеннолетние дети.
Как рассказали «Газете.Ru» близкие погибших, в том числе сам Лосев, пострадавшую сторону уведомили об окончании предварительного следствия, и все они уже ознакомились с материалами дела. «В отношении Мовшина вынесено обвинительное заключение, — рассказал Лосев. — Следователи решили именно так, оценив и исследовав всю совокупность доказательств: показания свидетелей, видеозаписи, результаты экспертизы. Они руководствовались ПДД и соответствующим решением Верховного суда.
в отдельном репортаже
Ведь в подобной ситуации, когда водитель автомобиля идет на обгон, он обязан вернуться на свою полосу до появления сплошной линии. По закону его просто не должно было быть на этой полосе физически».
По словам Лосева, теперь самое главное для семей погибших — добиться того, чтобы Мовшин не остался безнаказанным и сел в тюрьму. Что касается материальной компенсации, то, по словам родственников, ее размер будет определять суд. «Хотя в нашей ситуации, когда дети остались без матерей, выплаты уже ничего не решат, но если что-то случится и с нами, то материальная «подушка», конечно, будет нелишней», — говорят близкие погибших.
Год на экспертизы
Долгое расследование ДТП родственники объясняют растянувшимися экспертизами. Так, специалисты Кемеровской лаборатории судебной экспертизы Минюста России
еще весной прошлого года пришли к выводу, что в действиях Мовшина усматривалась причинно-следственная связь с аварией.
То есть водитель выехал для обгона на встречную полосу с превышением скорости в разрешенном для этого месте (несоответствие требованиям ПДД РФ в отношении дорожной разметки 1.1), но вернуться не успел. Дело было уже практически готово для отправки в суд, и следователи говорили, что вся необходимая база у них на руках.
Однако защита Юрия Мовшина в лице известного адвоката Сергей Жорина настояла на проведении еще одной, повторной экспертизы. Ее провели уже в ФГКУ «Экспертно-криминалистический центр МВД РФ» в конце декабря 2016 года. Когда родственники погибших увидели ее выводы, то, по их словам, «пришли в ужас».
Так, в результатах второй экспертизы говорилось следующее: «Опасность для водителя автомобиля Toyota Corona Premio автомобилем Toyota Land Cruiser 200 в данной дорожно-транспортной ситуации не создавалась».
Согласно заключению экспертов, высокая скорость в данном случае не стала решающей.
«В данной дорожной ситуации водитель автомобиля Toyota Land Cruiser 200 для предотвращения столкновения должен был руководствоваться требованием ч. 2 п. 10.1 ПДД РФ (при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. — «Газета.Ru»). И в его действиях не усматривается несоответствия данным требованиям», — решили московские эксперты.
Долгое время родственники ходатайствовали и писали жалобы с требованиями исключить вторую экспертизу из материалов дела. Однако добиться этого не удалось — в суд она отправится наравне с первой и решением следователей.
«Первая экспертиза показала, что превышение скорости в этой ситуации было и усугубило ее, — заявил Лосев. — Но изначально проблема была именно с выездом на встречную полосу. Он обязан был вернуться на свою полосу после обгона до сплошной. Человек, который столько лет проработал в ГИБДД, возглавлял ГИБДД области, должен быть главным блюстителем порядка, соблюдать скоростной режим и все остальные требования ПДД. Удар в автомобиль с нашими девочками произошел на скорости 116 км/ч в момент удара. Это после того, как Мовшин стал оттормаживаться, а значит, он ехал куда быстрее положенных 90 км/ч. Ехал бы он медленнее, то смог бы увидеть автомобиль с поворотником, который поворачивает налево».
Что касается водителя Toyota Corona Premio, обвинения ему не предъявляли, и он проходит по делу как свидетель. «У следователей к его действиям вопросов нет, — рассказал Лосев. — Он заранее включил левый поворотник, посмотрел в зеркала и только после начал совершать маневр».
Адвокат пострадавшей стороны Евгений Черноусов заявил «Газете.Ru», что позиция потерпевших основана на решении Верховного Суда. «Мовшин обязан был перед сплошной повернуть направо. Он это не сделал и оказался в месте столкновения незаконно, и не важно с какой скоростью он двигался, — сказал Черноусов.
— Мовшин должен был по завершению обгона перед сплошной вернуться на свою полосу движения и двигаться в общем потоке. Экспертиза считается потерпевшими фальшивой и это мы будем отстаивать до конца».
В свою очередь адвокат Сергей Жорин в беседе с «Газетой.Ru» заявил, что их позиция с Мовшиным не изменилась.
«Изначально, когда я знакомился с материалами дела, для меня стало очевидно, что Мовшин невиновен, — сказал Жорин.
— Мы отправили материалы в авторитетное учреждение, на которое сложно надавить, где установили, что Мовшин невиновен.
При этом следствие изначально велось с обвинительным уклоном, даже губернатор региона Аман Тулеев, по моему мнению, пытается продавить обвинительный приговор в отношении Мовшина. Он не виновен, но было сильное давление со стороны депутатов — перед выборами каждый старался высказаться по этому вопросу. Но теперь выборы прошли, и такие очки на пиаре уже стали не нужны».
Ране Жорин рассказывал «Газете.Ru», что с учетом разрешенной скорости — 90 км/ч — его подзащитный не мог сориентироваться и моментально вернуться в свой ряд при том, что предупреждающих знаков на этом участке дороги не установлено. «К тому же на записи видно, что Land Rover, который Мовшин пытался обогнать, стал ускоряться, что и помешало ему вовремя завершить обгон», — отмечал адвокат.
Напомним, что в 2011 году, когда Мовшин еще возглавлял региональную ГИБДД, на той же трассе его Toyota Land Cruiser столкнулась с ВАЗ-2114, в которой погиб водитель. Виновным в том ДТП признали погибшего водителя «Жигулей».