Нилова запомнят по камерам и скидкам

ГИБДД: как изменилась жизнь автомобилистов с 2011 года

Алина Распопова
Ужесточение ответственности за пьяное вождение и возврат допустимого промилле, введение скидок на штрафы и скандалы с камерами фиксации нарушений ПДД. «Газета.Ru» вспоминает самые важные изменения в правилах, сокращение штата ГИБДД и ликвидацию стационарных постов ДПС в то время, когда пост главного гаишника страны занимал Виктор Нилов.

Пост главы ГИБДД России Виктор Нилов занял в 2011 году — тогда ведомство имело репутацию одного из самых коррумпированных в стране. Сами россияне оценивали работу ГИБДД в 2,8 балла из 5 возможных, о чем свидетельствовали данные исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Когда автомобилистов спрашивали, приходилось ли им давать взятки сотрудникам ГИБДД, 44% респондентов отвечали утвердительно.

Спустя шесть лет службы, 29 марта 2017 года, президент Владимир Путин отправил генерал-лейтенанта Виктора Нилова в отставку. Источники утверждают, что увольнение произошло по «естественным» причинам: из-за достижения предельного возраста пребывания на госслужбе — неделю назад Нилову исполнилось 62 года.

Кто-то хвалит его за проведенные реформы, а кто-то обвиняет в развале системы. ГИБДД за это время рассталась со множеством свойственных только ей функций — например, проведение техосмотра и выписка штрафов, но ввела новые формы контроля — например, скрытое патрулирование. Как менялась жизнь автомобилистов благодаря идеям МВД, ГИБДД и депутатов с 2011 года, вспомнила «Газета.Ru».

Взялись за пьяных водителей

Одним из первых шагов Нилова в новой должности стал призыв к россиянам принять участие в обсуждении идеи пожизненного лишения водителей прав за вождение в пьяном виде. По его словам, человек, который трижды сел за руль нетрезвым, «ярко демонстрирует к окружающим свое безответственное отношение».

После долгих лет обсуждения того, что же делать с пьянкой за рулем, с 1 июля 2015 года заработала новая статья УК РФ. Она предусматривает ответственность для водителей, повторно управлявших транспортным средством в состоянии опьянения и лишенных за это прав ранее.

Так, водитель может быть приговорен по ст. 264.1 к лишению свободы на срок до двух лет. В качестве альтернативы в УК предусмотрен штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб., а также принудительные работы. Уголовная ответственность грозит не только тем, кто снова садится пьяным за руль в период срока лишения, но и в течение года после возврата водительского удостоверения. По данной статье привлекаются и те водители, которые первый раз лишались прав за пьяное вождение еще до 1 июля 2015 года. Не поможет нарушителям и отказ от освидетельствования — теперь он приравнен к состоянию опьянения, а значит, и в случае отказа «дышать в трубочку» водитель попадает под статью.

Перед принятием поправок правозащитники предупреждали: в России появятся тысячи новых уголовников. Так в итоге и произошло, впрочем, до реального лишения свободы фигурантов таких дел доходит крайне редко и суды в основном предпочитают более мягкие формы наказания.

iStockphoto

Кроме того, для виновников пьяных аварий со смертельным исходом впервые был введен минимальный нижний предел наказания, что фактически лишило их возможности каким-либо способом избежать колонии.

Так, по ч. 4 ст. 264 УК РФ (ДТП с одним погибшим) с 1 июля 2015 года водителю грозит уже от двух до семи лет лишения свободы. Срок лишения свободы по ч. 6 ст. 264 УК РФ (за ДТП с двумя и более погибшими) составляет от четырех до девяти лет.

Отменили нулевой промилле

С 1 сентября 2013 года предельно допустимая концентрация алкоголя в крови российских водителей составляет 0,16 мг этилового спирта на 1 л выдыхаемого воздуха, в более привычном исчислении — 0,3 промилле алкоголя в крови. Таким образом был отменен «сухой закон», по которому пьяным признавался водитель с любым, даже микроскопическим, содержанием алкоголя. При этом, как отмечено в законе, пить за рулем строжайше запрещено, а допустимый уровень алкоголя в крови введен, лишь чтобы исключить возможную погрешность алкотестеров.

После всплеска количества пьяных ДТП не раз поднимались вопросы об откате к нулевому промилле.

Но пока этого не произошло — ограничились введением уголовной ответственности за повторную «пьянку за рулем». Тем не менее, несмотря на огромное количество подобных инцидентов, упрямая статистика говорит, что их становится все меньше.

Новая программа по снижению смертности на дорогах 2013–2020

В 2013 году была запущена федеральная целевая программа (ФЦП) ГИБДД «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», по итогам которой к 2020 году смертность на дорогах должна сократиться до 20 тыс. человек в год. Изначально на нее планировалось выделить 100 млрд руб., однако в итоге расходы были сокращены в три раза:

вместо первоначальных 99 млрд руб. на реализацию программы по снижению смертности в ДТП выделили всего 32,4 млрд.

Это в полтора раза меньше, чем на аналогичную программу, действовавшую с 2006 по 2012 год. Было решено сэкономить на капитальных затратах на инфраструктуру и оборудование, сделав акцент на мерах, которые дадут желаемый эффект быстрее всего. Однако в итоге даже эконом-вариант позволил выйти на улучшенные показатели статистики: так, если до 2011 года в ДТП гибло около 30 тыс. человек в год, а порой и больше, то к 2016 году количество жертв снизилось до 20 тыс.

Съемка действий инспектора

Wikimedia Commons

К концу 2013 года практически все патрульные машины ДПС в России были оснащены средствами видео- и аудиофиксации. Согласно ведомственной инструкции, система должна включаться при выходе патрульного экипажа на дежурство и выключаться только после его окончания. Все общение инспектора и водителя должно проходить в поле зрения видеокамеры, а за нарушение провинившихся сотрудников даже обещали увольнять. Несмотря на нововведения, правозащитники долгое время сомневались в их эффективности при борьбе со взяточничеством и нарушениями при оформлении происшествий.

Видимо, не зря: уже в 2016 году был поднят вопрос о том, что камеры должны быть не только на служебных машинах, но и крепиться непосредственно на инспекторах ДПС.

Меньше гаишников, больше камер фото- и видеофиксации

Также при Нилове была существенно сокращена численность штата сотрудников ГИБДД и практически ликвидированы стационарные посты ДПС. Для порядка на дороге во всех регионах России стали внедрять комплексы фото- и видеофиксации, которые отслеживали нарушителей ПДД в автоматическом режиме. Но и тут не обходилось без скандалов. В некоторых регионах такое нововведение восприняли буквально как новый источник пополнения городского бюджета.

При организации тендеров на закупку оборудования даже выставлялось обязательное количество штрафов, которые устройства должны были выписывать ежегодно.

А в Краснодарском крае систему вовсе настроили так, что она фальсифицировала штрафы за нарушения ПДД: водители получали до 80 штрафных квитанций на десятки тысяч рублей. Некоторые водители умудрялись «нарушать ПДД», находясь одновременно в разных районах города. Не обошлось и без технических ляпов — камеры путали госномера, модели автомобилей и иногда выписывали штрафы даже за отброшенную автомобилем тень.

Сторонники камер любят апеллировать к тому, что технике все равно, кого штрафовать — чиновника на дорогой иномарке или пенсионера. Но и здесь, как оказалось, есть свои хитрости. В некоторых городах и регионах в центрах фиксации нарушений ПДД существуют так называемые белые списки, куда заносятся номера оперативных служб, которым по работе разрешается ездить как угодно. Случалось, что в такие списки вносились фамилии местных силовиков, чиновников, и даже их жен. Эксперты уверяют, что подобные списки получили широкое распространение, но выявлять их крайне трудно.

Скидки на штрафы

С 1 января 2016 года заработал федеральный закон, предусматривающий скидку в 50% по штрафам за большинство нарушений ПДД. Только половину суммы административного штрафа водители смогут заплатить в том случае, если сделают это в течение 20 дней с момента вынесения административного постановления. Скидки по штрафам за грубые нарушения ПДД, например, такие, как управление ТС в состоянии опьянения или отказ от прохождения медицинского освидетельствования, не предоставляются. Между тем оказалось, что введение 50-процентной скидки на штрафы ГИБДД не привело к резкому снижению количества должников. Однако судебные приставы связали этот факт с ростом числа камер фото- и видеофиксации: автоматические «письма счастья» стали прилетать к водителям в разы чаще.

Чего ждать?

«От нового руководителя я ничего хорошего не жду (по слухам, пост главы ГИБДД России должен занять 43-летний генерал-майор Михаил Черников, который в настоящее время является главой УМВД Хабаровского края. — «Газета.Ru»), — заявил «Газете.Ru» автор многих «водительских» поправок, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. — И дело не в нем лично, он профессионал и, возможно, просто прекрасный человек.

Но судя по слухам, в МВД действительно готовят реформу и планируют слияние с ППС, то есть это по сути ликвидация этой структуры. Сейчас ведомство все отрицает, но чем больше у нас отрицают, тем чаще это оказывается правдой. Я спрашивал об этом Виктора Нилова, потому что людей с мест тоже волнует этот вопрос.

Он подтвердил, что планируется поездка в Казахстан для изучения их опыта. Руководство МВД в лице Владимира Колокольцева и Александра Горового говорили, что готовы передать полномочия Госавтоинспекции органам исполнительной власти», — сообщил депутат.

«Чем обернулась для Москвы передача полномочий, мы видим: идут массовые нарушения законодательства. Я бы вообще выделил Госавтоинспекцию в отдельную федеральную службу, вывел бы ее из-под подчинения министра внутренних дел и переподчинил премьеру или президенту. Это контрольно-надзорный орган, который отвечает за дорожную безопасность. У ППС совсем другая подготовка, психология и задачи, они не знают законов в этой части. Все это приведет только к новым жертвам на дорогах. Нельзя так делать, тем более втихую», — сказал он.

Лысаков уверен, что в новых условиях новый руководитель будет исполнять директивы сверху и не будет вести самостоятельную политику.

«Руководить будет министр внутренних дел, его заместитель. И если они убедят президента или премьера в необходимости принятия того или иного решения, то дальше начальник ГИБДД будет просто выполнять команду как обычный служака», — сказал депутат Госдумы.

МВД РФ уже опровергло появившуюся в СМИ информацию об объединении Госавтоинспекции с другими подразделениями ведомства. «МВД России не рассматривается вопрос объединения ГИБДД с какой-либо иной службой ведомства», — сказала ТАСС официальный представитель министерства Ирина Волк.

Таким образом, подчеркнула представитель МВД, распространенная в некоторых СМИ информация об объединении ряда полицейских подразделений не соответствует действительности.