Автором предлагаемого законопроекта об уголовной ответственности гонщиков является председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов. Сенатор рассказал «Газете.Ru» об этом документе.
По мнению Тюльпанова, гонки на больших скоростях, под 200 км/ч, демонстративная езда по тротуарам и паркам, а также провоцирование полицейских на погоню являются не обычными нарушениями ПДД, а настоящим хулиганством, которое должно повлечь за собой уголовную ответственность. Законопроект предусматривает дополнение статьи 213 УК России «Хулиганство» пунктом «в», под действие которого и попадет грубое нарушение общественного порядка при управлении транспортным средством.
Наказание в данном случае будет предусматривать штраф в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб., обязательные работы на срок до 480 часов, исправительные работы на срок от года до двух лет или же лишение свободы на срок до пяти лет.
При этом Тюльпанов отметил, что при разработке законопроекта он не ставил перед собой задачу повально наказывать стритрейсеров. По его мнению, норма будет носить предупредительный характер.
«Думаю, что если человек понимает, что за гонки по городу ему грозит уголовное наказание, он подумает перед тем, как лихачить, — пояснил Тюльпанов, добавив, что КоАП не справляется со своей функцией, в связи с чем необходимо более строгое наказание. —
Штрафом в полторы тысячи рублей сейчас никого не испугаешь».
По словам сенатора, сегодня уличные гонщики чувствуют свою полную безнаказанность, поэтому зачастую в открытую хвастаются своими подвигами в социальных сетях. Он утверждает, что государство должно жестко наказывать хулиганов, от действий которых могут пострадать окружающие люди.
Источником вдохновения на создание законопроекта для Тюльпанова стали скандально известные гонки с полицией на Gelandewagen, в ходе которых группа молодых людей на автомобиле, принадлежащем сыну вице-президента «ЛУКойла» Руслану Шамсуарову, пыталась уйти от преследования полиции. Все происходящее молодые люди снимали на видео и транслировали в интернете. В итоге троих гонщиков привлекли к уголовной ответственности за оскорбление полицейских (ст. 319 УК РФ). Они получили по 300 часов обязательных работ. В пользу государства был также конфискован автомобиль Шамсуарова.
При этом гособвинение требовало назначить стритрейсерам реальные сроки лишения свободы за создание угрозы жизни полицейских по предварительному сговору (ч. 1 ст. 318 УК РФ), однако суд счел это наказание слишком строгим.
В то же время первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслав Лысаков считает, что законопроект Тюльпанова не будет одобрен правительством и Верховным судом, поскольку деяния, за которые сенатор предлагает назначить уголовное наказание, подпадают под понятие «опасное вождение».
«Законопроект об административном наказании за опасное вождение на данный момент прошел только первое чтение, его еще не приняли, административная ответственность пока не введена, а тут уже поступают предложения о введении уголовного наказания. Это прыжок через голову», — сказал он.
Кроме того, в данном случае непонятно, каким образом и на основании каких документов водителей будут привлекать к ответственности. Лысаков пояснил, что инспектор ГИБДД вправе составлять протоколы только за нарушение ПДД, уголовное преследование не входит в сферу его компетенции.
«Получается, что инспектор, остановив водителя по подозрению в таком дорожном хулиганстве, должен будет вызвать на место дознавателя, который уже определит, есть ли в данном случае уголовное преступление. Очень сложная процедура, вопросов больше, чем ответов», — сказал Лысаков.
По его мнению, сейчас необходимо ввести административную ответственность за опасное вождение, затем оценить эффективность ее применения и в дальнейшем, возможно, ужесточить наказание за повторное нарушение. О введении уголовной ответственности, по его словам, речи не идет.
Между тем глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что плодить новые нормы в отношении водителей-лихачей нет смысла. Главное, по его мнению, — заставить работать уже имеющуюся законодательную базу.
«Госдума уже давным-давно в полном составе подумала и приняла коллективное решение, — говорит Травин «Газете.Ru». — При превышении допустимой разрешенной скорости на 60–80 км — лишать права управления автомобилем, а за повторное нарушение — лишать водительских прав вплоть до года. Эти нормы уже приняты, и сотрудники ГИБДД просто должны научиться их применять.
У нас не работает правоприменительная практика, а тут предлагаются еще какие-то новые нормы.
Конечно, к каждому неадекватному водителю на дороге невозможно приставить по гаишнику. К тому же их состав заметно поредел, везде работают камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Поэтому к такому вопросу должна подключаться и общественность, мы с вами. Первые шаги в этом направлении уже сделаны — есть различные мобильные приложения, можно снимать видео, присылать фотографии, жаловаться на ненормальных водителей. Пока эта система несовершенна, но свою состоятельность она уже доказала».
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, в свою очередь, считает, что эффективным способом борьбы со стритрейсерами стал бы дифференциальный подход и к штрафам, и в целом к ответственности за нарушения ПДД.
«В России действует плоская шкала штрафов — не важно, нарушаешь ты один-два раза, как среднестатистический водитель в России, или 300 раз в год. Таких разных водителей все равно будут наказывать одинаково, и те, кто имеет привычку злостно нарушать ПДД, этим пользуются.
Есть также феномен «золотой молодежи», представители которой очень богаты и ездят на дорогих быстрых автомобилях. Они молодые, не думают о жизни, смерти, безопасности — это особенность возраста. Не зря у страховщиков при оформлении ОСАГО есть ограничение 23 года — до достижения этого возраста действует повышенный коэффициент. Поэтому мы вместе с адвокатом Маратом Аманлиевым предлагаем ограничить доступ к мощным автомобилям для такой категории водителей. То есть если тебе нет 23 лет, ты не можешь сесть за руль какого-нибудь 150–200-сильного автомобиля.
Не обязательно это «АвтоВАЗ», есть и хорошие автомобили Mercedes-Benz А-класса. Но не «заряженный» BMW, не 600-сильный спорткар Mclaren. Если хотите погонять — пожалуйста, есть треки, полигоны».
По словам Шкуматова, от имени автомобильного сообщества «Синих ведерок» депутатам и правительству было направлено множество предложений. Например, если водитель нарушил ПДД за год более 100 раз, была идея отправлять такого водителя на медобследование. А если 30 раз за год — повторно сдавать экзамены на знание ПДД. «Но, к сожалению, все они направляются обычно в помойку», — сетует Шкуматов.
Предложение по ограничению мощности автомобиля в зависимости от возраста водителя также будет направлено в правительство, в профильный комитет, в ближайшее время.