Не менее 15 млрд рублей вложила Mercedes-Benz в строительство завода в Подмосковье на территории индустриального парка «Есипово». Соответствующий специальный инвестиционный контракт подписал концерн с российским правительством 21 февраля. СПИК будет действовать девять лет, при этом запуск производства запланирован на 2019 год, а производственные мощности завода будут составлять более 20 тыс. автомобилей в год. На предприятии будет создано более 1 тыс. рабочих мест. В ответ для Mercedes-Benz будет создан льготный налоговый режим, а также будет оказываться государственная поддержка. Сможет марка вернуть и утраченный доступ к госзаказу. О том, почему именно в России и именно в Подмосковье появится новый завод, какие модели будут собираться в «Есипове» и в каких объемах, в эксклюзивном интервью «Газете.Ru» рассказал Маркус Шэфер, член правления подразделения Mercedes-Benz Cars, отвечающий за производство и управление цепочкой поставок.
— По какому принципу в Mercedes-Benz выбирают страны и локации для размещения предприятий по производству автомобилей? От чего зависит, появится в стране завод Mercedes или нет?
— Наше решение относительно локального производства основано на качественных и количественных критериях. Прежде всего самый важный аспект для нас — потребительский спрос. Россия является стратегически важным рынком с устойчивым потенциалом продаж. Благодаря планируемому производству мы сможем лучше удовлетворить спрос наших российских клиентов. Кроме того, в списке определяющих факторов для оценки местоположения производства — хорошая логистическая доступность, развитая инфраструктура и наличие площадки, которая отвечает нашим требованиям, в том числе и своими размерами. И конечно, эта оценка месторасположения предполагает наличие в регионе высококвалифицированной рабочей силы. Мы изучали эти факторы во многих российских регионах и в итоге выбрали Московскую область.
— В России Mercedes-Benz продала в прошлом году примерно 37 тыс. своих легковых автомобилей — получается, это и есть достаточный объем спроса, при котором целесообразно открытие локального производства? И, как я понимаю, импорт других нелокализованных моделей в Россию так и будет продолжаться?
— За последние годы Mercedes-Benz укрепляет свои позиции в российском премиальном сегменте. Россия является одним из крупнейших рынков для бренда в Европе. И мы уверены, что в будущем спрос будет расти.
С нашей актуальной производственной программой, особенно по внедорожным автомобилям, позиции в России очень сильны.
Мы будем выпускать наши бестселлеры в России в соответствии с потребительским спросом. Другие модели по-прежнему будут импортироваться.
— Сколько автомобилей вы будете собирать в самом начале?
— Мы хотим выйти на запланированные 20–25 тыс. единиц в течение короткого срока. Мы планируем, что выход на эти цифры не растянется на несколько лет.
— Какие именно модели будут собирать в России и почему?
— Мы будем выпускать наши бестселлеры на российском рынке — E-класс и внедорожные модели. Этот выбор мы обсудили с коллегами в «Мерседес-Бенц РУС», а также с нашими местными дилерами.
— Будет применяться мелкоузловая сборка машинокомплектов (CKD)?
— В России мы наладим производство полного цикла, включающее все производственные стадии — от сварки кузова, покраски до конечной сборки, а также всю логистику.
То есть это будет более сложный процесс, нежели чем мелкоузловая сборка. Мы планируем применять новейшие технологии при окраске и при обработке материалов. Предприятие будет создано в соответствии с самыми современными индустриальными стандартами.
— Когда начнется производство?
— Производство начнется в 2019 году. Мы планируем завершить процесс строительства максимально оперативно.
— Построить свой завод в России Mercedes-Benz планировала уже давно, став практически инициатором разработки постановления №166 о промышленной сборке. Но принятие этого решения, как и переговоры с российским правительством, заняли много лет. Какие моменты в этом обсуждении перед подписанием специального инвестиционного контракта были принципиальны для бренда? Какие преимущества Daimler получает благодаря инвестициям?
— Кому-то этот процесс действительно мог показаться долгим, но это совершенно нормальный ход вещей, поскольку нам нужно было принять стратегические и долгосрочные решения. На протяжении последних нескольких лет мы уже неоднократно инвестировали в Россию, например, в наше совместное с КамАЗом предприятие по выпуску грузовых автомобилей или в производство двигателей для малотоннажного транспорта. Мы рады, что можем наконец анонсировать наши планы по локальному производству легковых автомобилей в России. Мы нашли нужного партнера и разработали реалистичный бизнес-кейс, в который готовы инвестировать. Рамочные условия для производства определены в специальном инвестиционном контракте (СПИК), который мы заключили с российским государством.
Основное преимущество СПИКа для нас состоит в том, что в нем гарантированы стабильные рамочные условия на весь срок его действия. Это является одной из ключевых предпосылок для реализации любого стратегического инвестиционного проекта.
— Важен ли был для марки возврат утерянного доступа к госзаказам и участию в тендерах?
— Возможность участия в государственных тендерах благодаря локализации производства была лишь одним из множества факторов, которые мы учитывали при принятии решения относительно этого проекта. Наше локальное производство легковых автомобилей будет отвечать всем законодательным требованиям для отнесения нашей продукции к продукции, произведенной в Российской Федерации, и участия в государственных тендерах.
— В России обсуждалось много вариантов площадок — Казань, Калуга, Санкт-Петербург, даже Владимир. Почему в итоге Московская область, в чем оказалось преимущество именно этой площадки?
— Мы действительно рассматривали самые разные варианты. Но, к примеру, в Санкт-Петербурге концентрация автомобильных производств уже очень высока. А нам важно не только наличие квалифицированной рабочей силы в регионе, но и возможность сохранения ценных кадров на предприятии. Мы планируем направить значительные инвестиции на обучение персонала. И в дальнейшем хотим сохранить обученных сотрудников в нашей компании. Кроме того, в Московской области хорошая инфраструктура, которая обеспечивает железнодорожное и автомобильное сообщение с морскими портами.
— Сможете ли вы обеспечить в России то самое немецкое качество, за которое так ценят Mercedes? Может быть, даже есть шанс, что в России качество будет даже выше?
— Где бы мы ни налаживали производство, качество автомобилей Mercedes-Benz всегда одинаково. На заводах по всему миру действуют единые стандарты. Это включает в себя и нашу производственную систему Mercedes-Benz. Кроме того, мы создаем специальные команды по координации-выводу предприятия на полную производственную мощность, которые сопровождают и поддерживают запуск производства во всех локациях нашей производственной сети.
— То есть на заводе будут работать в том числе и иностранные управленцы, по крайней мере первое время?
— На завод прибудет команда профессионалов из разных стран. Это будут инструкторы, инженеры, специалисты по производству. Но уже совсем скоро мы планируем нанять менеджеров из России. Нам нужны талантливые люди, которые займут руководящие посты на заводе. Хочу отметить, что мы будем сотрудничать и с учебными заведениями, которые могут порекомендовать нам многообещающие молодые кадры.
— Местное производство подразумевает постепенное углубление уровня локализации. Будете ли вы приглашать своих партнеров-поставщиков, с которыми вы работаете на глобальном уровне, открывать производства в России?
— Нашей целью является высокий уровень локализации на всех наших производственных предприятиях по всему миру. На первоначальном этапе работы нового производства мы сотрудничаем с нашими уже утвержденными глобальными поставщиками. В России мы будем работать с этими проверенными поставщиками по E-классу и внедорожникам. Помимо этого, мы поддерживаем наших нынешних поставщиков относительно запуска локального производства и в то же время будем изучать базу местных поставщиков, чтобы повысить уровень локализации.
— Ваши ожидания от российского авторынка в ближайшем будущем?
— Российский рынок обладает значительным потенциалом для дальнейшего роста, но в настоящий момент трудно прогнозировать, когда данный потенциал материализуется. Мы уверены, что Россия предлагает великолепные перспективы в долгосрочном плане, и это как раз та причина, почему мы инвестируем в этот рынок.