— Ян, в нынешних, пока еще недостаточно стабильных, условиях ставит ли для себя Skoda планы по продажам? Или не загадываете?
— Определенный план у нас есть. В частности, для того, чтобы мы могли планировать развитие нашей дилерской сети. И мы рассчитываем на рост продаж в России по сравнению с результатами прошлого года. Потому что в 2016-м мы продали как раз необходимый минимум, но нужно улучшать этот результат.
— За счет чего вы ожидаете этот рост? Людей сейчас не так просто заставить тратить деньги.
— Это правда, но мы представили новую Octavia, на которую у нас большие надежды. Модель будет собираться в Нижнем Новгороде, старт продаж намечен на 1 апреля. Что касается объявленных на нее цен (Octavia предлагается по цене от 940 000 руб., Octavia Combi — от 1 207 000 руб. — «Газета.Ru»), то мы считаем, что они адекватны сегодняшним реалиям.
Людям нужны все более современные продукты. Весь мир развивается. То, чем мы довольствовались 20 лет назад, нашим клиентам сейчас уже мало.
Поэтому мы идем вперед, как и все. То же самое относится и к Octavia — поэтому я не думаю, что цены на нее будут как-то ограничивать спрос.
— Еще особенно важная для России модель от Skoda — это Kodiaq, он будет также локализован в России?
— Пока до России он не доехал. Продажи начались, в частности, в Чехии, Германии, Австрии. В июне продажи начнутся в России, но цены мы пока не сообщаем. Первое время мы будем импортировать автомобиль из Чехии, поэтому очень многое будет зависеть от курса рубля.
Спустя примерно год мы начнем собирать Kodiaq в России, ориентировочно в середине 2018 года.
Пока мы не определились, будет ли это завод в Калуге или Нижнем Новгороде, где мы работаем в партнерстве с группой «ГАЗ». Но принципиальной разницы для наших покупателей в этом нет.
— Получается, вопрос только в планах по будущей загрузке мощностей?
— Да, именно так.
— Kodiaq будут собирать в России. Учитывая, что Octavia собирают в Нижнем Новгороде, логично предположить, что его сборка скорее будет вестись в Калуге? Какие версии модели будут продавать, а потом и собирать в России, будет ли у нас, к примеру, Kodiaq Scout?
— Пока мы не можем ответить на вопрос, где именно будет собираться Kodiaq, так как на данный момент это предмет переговоров с двумя заводами. Что касается различных версий, то пока этот вопрос также решается.
— Каковы планы по объемом производства модели Octavia?
— В производственном процессе мы ориентируемся на спрос и заказы клиентов. Более 90% проданных в 2016 году в России автомобилей этой модели были здесь же и произведены.
— Весь ли модельный ряд Skoda, представленный в России, будет сохранен? Есть ли планы вернуть модели, которые пока считаются нерентабельными. Например, Fabia?
— Это очень популярный вопрос. С одной стороны, мы можем сказать, что в модельном ряду у нас останется все, что мы имеем сейчас, в неизменном виде. Но с другой, в плане расширения модельного ряда в России мы ничего не исключаем. Мы постоянно смотрим, что происходит в других сегментах. К примеру, что там нового в сегменте Rapid. Если у нас будет шанс и экономический смысл — почему нет?
— Укрепление курса рубля способствует таким планам?
— Мы пока не можем в полной уверенности говорить о рубле, что он укрепился.
Одного улучшения курса рубля по отношению к евро недостаточно. Ведь мы до сих пор не можем представить, что произойдет, к примеру, через полгода, а принимать серьезные решения, не будучи уверенными, мы не хотим. Если начать ввозить модель, производство которой, к примеру, прекратится через год, то получится, что мы обманываем клиента.
— В СМИ появилась информация о том, что c приходом Kodiaq в Россию здесь прекратятся продажи Yeti. Так ли это? Какие планы относительно Yeti у марки в России?
— Судьба нового Yeti, который будет представлен позднее в этом году, в России пока находится в процессе обсуждения. Как только у нас появится новая информация, мы обязательно сообщим.
— На ваш взгляд, в России в ближайшее время более популярны будут кроссоверы?
— Мы не думаем, что все повально пересядут на внедорожники и кроссоверы. Останутся и те, кому ближе классический формат. Принципиально важна для покупателей будет интеграция автомобилей со смартфонами. В машине мы проводим все больше времени — слушаем музыку, читаем новости, общаемся. С другой стороны, важно найти баланс. Чтобы люди, которым это не нужно, могли просто сесть в машину и поехать. Им важно просто находиться за рулем. Наши автомобили учитывают интересы обеих этих категорий.
— Во время выступлений в Женеве руководителей Volkswagen Group звучали утверждения о том, что автомобильный мир меняется. Как вы понимаете это для себя?
— Дело в том, что каждая страна, каждый рынок вводит свои ограничения и нормы. В Западной Европе, к примеру, уже столько запретов, штрафов. Где-то обычным автомобилям вообще запрещен въезд в центр городов. Где-то это можно делать только на электрокарах. Столько запретов, которые нам теперь нужно учитывать в каждой стране или даже в каждом городе. К примеру, в Испании общие нормы регулирования пользования автотранспортом, но Мадрид живет своей жизнью. Разные ограничения и объем выплачиваемых налогов будут зависеть от расхода топлива, уровня выбрасываемых выхлопных газов и т.п.
— В России пока все не так трудно. А с тем, что будет происходить у нас с электрокарами, — большой вопрос.
— В каждом государстве такие ограничения, с одной стороны, приносят убытки, но с другой — дают новые шансы. Мы знаем, что направление электрокаров будет развиваться. Но нужно ли, чтобы точно так же происходило в России? И если да, то как клиенты из России будут относиться к таким предложениям? Я лично два года назад очень скептически был настроен к электрокарам. А потом я поездил на электрической Octavia, и могу сказать, что сейчас вполне представляю себя за рулем такого автомобиля. Потому что мир меняется, как телефоны. Кнопочки уже не нужны, все привыкли к тачскринам. При этом люди сами не знали, что им нужно, пока им не начали это предлагать.