Обыски на предприятиях Audi провели в среду, 15 марта, немецкие следователи и сотрудники прокуратуры. На такие меры представители правоохранительных органов пошли в связи с продолжением скандала о вредных выбросах, так называемым «дизельгейтом». Он до сих пор преследует концерн Volkswagen, частью которого является и Audi. По данным издания Reuters,
проверка прошла непосредственно в офисе марки Volkswagen в Вольфсбурге, на двух крупнейших предприятиях Audi в Ингольштадте и Неккарзульме и, кроме того, еще на шести неназванных объектах.
Проверке подверглись также офисы и жилье сотрудников Audi. Уточняется, что проверок у руководителя Audi Руперта Штадлера не проводилось.
Рейды в Audi прошли впервые, спустя полтора года после скандала с «дизельгейтом», разгоревшегося в Volkswagen. Инцидент связан с попытками выяснить информацию о том, кто был вовлечен в установку нелегального компьютерного обеспечения, занижающего уровень вредных выхлопов, на 80 тыс. автомобилей VW, Audi и Porsche с дизельными моторами объемом свыше 3 литров, которые были проданы в США в период с 2009 по 2015 год. В отношении автомобилей, проданных на европейском рынке, расследование не ведется.
«С помощью этих процедур мы стремимся точно определить, кто именно принимал участие в разработке технологии и предоставлении ложной информации третьим лицам, — заявили представители прокуратуры Мюнхена, не называя имен подозреваемых. — В рейдах приняли участие представители прокуратуры из нескольких юрисдикций, а также полицейские из Баварии, Баден-Вюртемберга и Нижней Саксонии».
Таким образом, давление на Volkswagen добавило головной боли главе Audi Руперту Штадлеру, который, кстати, претендовал на пост гендиректора Volkswagen после скандальной отставки Мартина Винтеркорна. Дополнительной неприятностью стало и то, что обыски совпали с проведением ежегодной отчетной глобальной пресс-конференции марки. И вопросы на эту тему от журналистов изданий мирового уровня непременно последовали. Но пока без ответов.
«Из-за продолжающегося расследования я не могу давать никаких комментариев, — заявил Штадлер. —
Но мы оказываем следствию всестороннее содействие. Я лично заинтересован в том, чтобы расследование было проведено объективно. Я максимально старался устранить проблемы с «дизельными» вопросами, однако избавиться от последствий скандала не так просто».
Во время конференции Audi сообщила о 37-процентном снижении операционной прибыли — до €3,1 млрд по итогам 2016 года. Таким образом, рентабельность продаж снизилась с 8,3 до 5,1%. Компания Audi в прошлом году увеличила свои расходы в связи с урегулированием дизельного скандала до €1,63 млрд. И как заявили представители марки в среду, они не ожидали, что придется снова это делать. Автопроизводитель также понес расходы в размере €162 млн на отзыв автомобилей, оснащенных подушками безопасности Takata Corp.
Отметим, что Штадлера, который находится на посту руководителя Audi с 2007 года, не раз критиковали за его действия в рамках урегулирования скандала с выбросами. Однако он заявил, что имеет полную поддержку совета директоров VW.
Ранее The Wall Street Journal уже писала о том, что сотрудники Калифорнийской комиссии по воздушным ресурсам (CARB), наученные «дизельгейтом», вывели автомобили Audi на чистую воду, всего лишь повернув руль. Журналисты сообщили, что новые трюки применялись как на дизельных, так и на бензиновых машинах компанией Audi, входящей в концерн Volkswagen Group. Причем занижались в них выбросы не оксидов азота, а углекислого газа — компонента автомобильных выхлопов, виновного в глобальном потеплении.
Напомним, что ранее концерн Volkswagen признал манипуляции с показателями выбросов вредных веществ при тестировании автомобилей с дизельным двигателем в США. «Дизельгейт» уже привел к отставке главы правления концерна Мартина Винтеркорна. Его место занял гендиректор Porsche Маттиас Мюллер. По предварительным данным, такое ПО было установлено на 11 млн автомобилей, проданных не только в США и Германии, но и в большинстве других стран.
Volkswagen уже согласился заплатить более $1 млрд за выкуп проданных в США 80 тыс. автомобилей с дефектным программным обеспечением. Общее урегулирование конфликта обойдется группе в €17,5 млрд.
Проблемы у Renault
Между тем схожие проблемы в этот же день возникли и у французской корпорации Renault. Так, правоохранительные органы Франции провели обыски на заводах Renault с целью проверки информации по факту возможных фальсификаций. Свои выводы и собранные данные комиссия передала прокуратуре.
В свою очередь газета Liberation опубликовала отчет французского агентства по защите прав потребителей, в котором утверждается, что Renault якобы на протяжении более чем 20 лет использовала программное обеспечение и специальные устройства, позволяющие обходить тесты по оценке объема вредных выбросов. В частности, речь шла о моделях Renault Captur и Clio четвертого поколения.
«Компания прибегла к стратегии, целью которой являлось искажение результатов тестов», — приводит издание выдержку из протокола, составленного главным управлением по конкуренции и борьбе с махинациями DGCCRF министерства экономики Франции. По данным ведомства, объемы выбросов Renault Captur превышают допустимые на 377%, а Clio IV — на 305%.
В случае признания Renault виновной в фальсификациях компания может быть оштрафована на 10% годовой выручки, что составляет около €3,5 млрд. Также, по данным агентства, топ-менеджеры Renault были в курсе происходящего.
Однако в Renault немедленно опровергли данные о фальсификации результатов тестов на выбросы вредных веществ автомобилями на дизельных двигателях и пообещали оказать следствию всестороннюю поддержку.