В Швейцарии 7 марта состоялось открытие Международного женевского автосалона. Выпавший утром снег практически парализовал подъезды к деловому мегаполису и, как следствие, выставочному центру Palexpo. Некоторым участникам пришлось добираться сюда из своих гостиниц около трех часов. Но, безусловно, такое шоу стоит потерянного в пробке времени.
Руководители крупнейших брендов в автоиндустрии и именитые дизайнеры съехались в Женеву, чтобы в совокупности представить порядка 900 моделей, включая 148 мировых и европейских премьер, а также рассказать, чем же будет дышать автомобильный мир в ближайшие годы.
Как и следовало ожидать, дышать прогрессивные автомобилисты будущего хотят свежим воздухом. Поэтому все автобренды в меру своих сил постарались выкатить на шоу как можно больше новинок, выбросы CO2 у которых минимальны или вовсе отсутствуют.
В линейку моделей будущего помимо электрокаров и гибридов все более настойчиво добавляются и версии, работающие на водороде. Этот тренд не обходит даже спорткары, которые инженеры стараются сделать все менее прожорливыми без потери мощности. А функции, которые, как мы привыкли, выполняют автомобили, становятся все шире. С их помощью производители предлагают оснащать энергией целые загородные дома или подключать к электричеству концертные сцены, и это лишь небольшой пример.
Мировой авторынок стоит на рубеже больших перемен. В ближайшее десятилетие здесь ожидается больше изменений, чем за последние 100 лет, обещают руководители глобальных марок.
в отдельном репортаже
И грустно вздыхают при вопросах о России: отсутствие инфраструктуры по-прежнему остается существенной преградой для развития направления экологичного автотранспорта. В паре с усталостью от экономического кризиса складывается тренд продать то, что есть, а не инвестировать в новые проекты.
Спросом же по-прежнему пользуются премиальные марки, поэтому многое со стендов Mercedes-Benz, Audi, BMW, Rolls-Royces, Maserati, Bentley, Porsche, Lamborghini отправятся прямиком в российские дилерские центры. Есть любопытные премьеры и в массовых сегментах, но далеко не все из них смогут стать драйверами продаж. Корреспондент «Газеты.Ru» во время Женевского автосалона пообщалась с ведущими топ-менеджерами в отрасли и выяснила, что они говорят о России.
Беспилотники и больше километров без заправки
Довольно скромно и без лишней вычурности автобренды один за другим провели 15-минутные презентации своих новинок. Подавляющее большинство из них стандартно — небольшая речь, красивый видеоряд и эффектное появление виновника торжества.
Открылось шоу презентацией Cadillac, который выкатил концепт-кар Escala с 4,2-литровым мотором Twin Turbo V8. Следом выступил Hyundai, который показал универсал i30 нового поколения, а главной звездой стал концепт-кар FE Fuel Cell, который как раз и работает на водородном топливе и может преодолеть на одной заправке до 800 км.
В красивом ролике аквалангист эффектно ныряет в море, погружая зрителей в подводный мир. Как пообещали в Hyundai, серийный SUV на водороде можно будет увидеть уже в следующем году. Еще одной новинкой стал подзаряжаемый гибрид IONIQ Plug-in Hybrid. Примечательно, что в конце презентации на сцену вышел и главный дизайнер Kia Hyundai Петер Шрайер, который заявил, что очень доволен этими новинками.
Один из самых больших стендов оказался у Audi. Марка провела мировые премьеры Audi Q8 sport concept с двигателем 3.0 TFSI V6 и гибридным приводом mild hybrid, а также нового Audi RS 5 Coupe — модели класса «гран-туризмо» в линейке RS.
Для того чтобы представить новый Audi A5 Sportback из линии g-tron, то есть работающей на природном газе и бензине, в Audi организовали сеанс прямой связи с производством этого пока еще необычного топлива, чтобы показать чистоту процесса, в котором используется энергия воды и ветра.
А еще пообещали каждому покупателю модели трехгодовой запас газа в подарок. Силовой агрегат 2.0 TFSI новинки имеет мощность 170 л.с. Топливный модуль, в котором содержится запас газа, состоит из четырех баллонов, вмещающих 19 кг газа. Запас хода при движении только на газе (КПГ) — более 500 км, а с использованием бензина — 950 км. Автомобиль потребляет 3,8 кг КПГ на 100 км пути, что эквивалентно выбросам 100 г CO2 на 1 км пробега.
Родственный бренд Skoda выкатил, в частности, новые версии флагманского полноприводного кроссовера Kodiaq — Kodiaq Scout с дизельным 190-сильным мотором и Kodiaq Sportline.
На премьеру премиального кроссовера Volvo — XC60 — пришли не только журналисты, но и представители многих автобрендов, подтверждая интерес к этому действительно очень любопытному автомобилю. Темой презентации стало натуральное дерево, которого в оформлении интерьера стало еще больше, вода, чистый и лаконичный скандинавский дизайн.
Марка продолжает делать свои автомобили еще более безопасными и оттачивает беспилотные технологии: в автомобиле установлена система City Safety с функцией автоматического подруливания, появилась и функция предотвращения выезда на встречную полосу. Новинка, кстати, скоро доедет и до России.
Только вот с объемами квот XC60 большой вопрос: в силу низкой маржинальности нашего рынка автомобили для России выделяются со скрипом.
Роскошным стендом отметился и Mercedes-Benz. Журналисты ожидаемо оккупировали огромный внедорожник Mercedes-Maybach G 650 Landaulet с 630-сильным двигателем, который выпустили в количестве 99 штук. Но и полюбоваться на модели Mercedes из серии AMG и E-Class Cabriolet желающих было немало.
Российские реалии
Но не только новые модели, но и обсуждение планов по скорому началу строительства завода Mercedes в Подмосковье стало одной из тем обсуждения как официально, так и в кулуарах. Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» директор производства Mercedes-Benz Маркус Шаефер,
торжественная закладка камня в организацию строительства Mercedes в России состоится в середине 2017 года, а в 2019-м завод уже будет построен и начнет выпуск первых «отечественных» автомобилей E-класса и SUV.
Точных сроков пока не называется — сначала эксперты хотят оценить ход работ. Главное, что производство действительно обещают сделать масштабным. Немцы уверяют: одной из причин открытия локализованного предприятия стал стабильный спрос на автомобили в России и хорошие продажи на протяжении многих лет, также свою роль в этом решении сыграло наличие хорошей площадки, инфраструктуры и высококвалифицированной рабочей силы.
Получение статуса российского производителя и возврат доступа к госзаказу также сыграли не последнюю роль. В России планируется организовать полный процесс производства, от кузовного цеха до окраски и сборки. Еще одним подтверждением нацеленности Mercedes на работу с госструктурами в России стало и недавнее объявление о поддержке маркой ведущих российских экономических и инвестиционных форумов в 2017 году, в том числе Петербургского международного экономического форума.
Между тем топ-менеджеры других иностранных брендов в России не скрывают удивления от планов Mercedes в России.
Некоторые из них в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» заявили, что если марке удастся собирать и продавать здесь планируемые 20–25 тыс. локализованных автомобилей E-класса и внедорожников, то это станет «настоящим чудом».
Еще одной обсуждаемой темой в Женеве, которая актуальна и для России, стало объединение Nissan и Mitsubishi. Как рассказал «Газете.Ru» старший вице-президент Nissan по производству Колин Лоутер, в настоящее время на глобальном и локальном уровнях ведется масштабная работа по координации деятельности заводов двух компаний.
Безусловно, между брендами будет идти обмен технологиями, но говорить о планах по возможному объединению производственных площадок, в том числе в России, пока рано. Между тем во время встречи с журналистами в Женеве пока еще действующий глава Renault Nissan Карлос Гон (с 1 апреля он покидает пост CEO в компании Nissan) заявил, что оба бренда сохранят свою индивидуальность. «Вряд ли вы увидите Mitsubishi Logan или Mitsubishi Duster, — сказал Гон. — Даже технологии могут отличаться, а вот кирпичики в этих технологиях могут быть одинаковы.
Сейчас автомобили Renault очень отличаются от того, что предлагает Nissan. Между марками и моделями нет «каннибализации», так что не ожидайте, что новые автомобили от Nissan Mitsubishi будут похожими».
Здесь же, на Женевском автосалоне, сложилось впечатление, что Volkswagen практически удалось побороть негативные последствия, связанные с так называемым дизельгейтом. Продажи марки растут, и, как заявили представители компании, бренд намерен с новыми силами вернуться и в Южную и Северную Америку.
Во время традиционной Volkswagen Group Night и позже на салоне публике представили новое видение электрокаров, которое воплотил футуристичный концепт-кар Sedriс, над экстерьером которого, кстати, поработал дизайнер из России. Из более «приземленных» новинок Volkswagen представил Tiguan Allspace.
Как заявил «Газете.Ru» глава Volkswagen Group Маркус Мюллер, в России концерн продолжит переговоры с правительством о продлении льготного режима промсборки в рамках постановления №166. Этому, в частности, была посвящена недавняя встреча Мюллера с президентом России Владимиром Путиным.
На автосалоне был замечен также и глава «АвтоВАЗа» Николя Мор. На вопрос журналиста «Газеты.Ru» о возможном участии бренда Lada в автосалонах подобного уровня Мор ответил отрицательно: несмотря на экспорт автомобилей в Германию, объемы продаж пока невысоки. А выход на широкую европейскую арену означает дополнительные расходы по приведению автомобилей в соответствие с техническими требованиями, чего «АвтоВАЗ» позволить себе не может.
Между тем о судьбе и успехах Мора с «Газетой.Ru» поговорил и Карлос Гон, который заявил, что с приходом Мора на «АвтоВАЗ» связь предприятия с брендом Renault только укрепилась.