«Путин часто переходил на немецкий и шутил»

Глава Volkswagen Group рассказал, о чем говорил с Владимиром Путиным

Алина Распопова (Женева)
Председатель правления Volkswagen Group Маттиас Мюллер перед встречей с президентом России Владимиром Путиным в Кремле, февраль 2017 года Михаил Климентьев/пресс-служба президента России/ТАСС
Содержание встречи с президентом России Владимиром Путиным раскрыл в беседе с «Газетой.Ru» глава крупнейшего мирового автопроизводителя Volkswagen Group Маттиас Мюллер. Одной из тем беседы стало возможное продление постановления о локализации производства, на чем концерн настаивает все сильнее. Предлагаемая правительством новая форма сотрудничества с автокомпаниями — Специальный инвестиционный контракт — компании не очень интересна.

Одну из основных интриг на российском авторынке — содержание встречи с президентом России Владимиром Путиным — раскрыл в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» глава Volkswagen Group Маттиас Мюллер. Напомним, что президент России встречался с главой правления Volkswagen AG в начале февраля. На встрече присутствовали также глава Минпромторга Денис Мантуров, руководитель Министерства экономического развития Максим Орешкин и глава российского представительства бренда Маркус Озегович. Однако по итогам беседы вышел лишь короткий пресс-релиз, в котором сообщалось, что представители концерна обсудили с президентом «трудности работы на российском рынке» без каких-либо подробностей. Между тем, как рассказал «Газете.Ru» сам Мюллер накануне старта Международного Женевского автосалона,

одной из тем часовой беседы с Путиным стало возможное продление соглашения о промышленной сборке №166.

Президент России Владимир Путин и председатель правления Volkswagen Group Маттиас Мюллер во время встречи в Кремле, февраль 2017 года Михаил Метцель/ТАСС

Напомним, что компании, подписавшие это постановление, имеют определенные льготы при импорте необходимых запчастей вплоть до обнуления ввозных пошлин. Срок его действия истекает в 2019–2020 годах. После чего пошлины на ввоз необходимых компонентов будут повышены до стандартного уровня, который действовал до подписания документа. Этого, в частности, требуют и нормы Всемирной торговой организации (ВТО). Однако, как заявил Мюллер, в концерне надеются, что условия льготного режима промышленной сборки удастся продлить.

«При соблюдении ряда требований это может получиться, вот увидите, — сказал Мюллер. — Мы будем настаивать на этом. После 2020 года будет подписано новое соглашение, это возможно.

Увидим, что из этого выйдет. Я считаю, что Путин — большой друг автоиндустрии и VW. Кроме того, мы рассказали на встрече, что хотели бы идти в будущее вместе с Россией, развивать наши проекты в том числе с ГАЗом.

Как уточнил Мюллер, беседа с президентом частично шла на немецком языке.

«Переводчик был, но часто Путин переходил на немецкий, шутил, но при этом был очень сконцентрирован, — рассказал Мюллер. — Я впервые встречался с Путиным, возможно, мы встретимся с ним и в следующем году. Мы бы с радостью проводили такую встречу каждый год».

Напомним, что ранее «Газета.Ru» первой сообщила о том, что руководство Volkswagen Group оказалось недовольно полным прекращением льготного режима промсборки и отсутствием схожих с ним инструментов для работы в России после 2020 года.

«Мы уже обратились в ведомство с просьбой продлить срок действия постановления, — говорил осенью 2016 года источник «Газеты.Ru» в VW Group. — Те, кто уже инвестировал в российский рынок миллионы евро, сейчас очень недовольны».

И уже в начале 2017 года руководитель направления по взаимодействию с госструктурами «Фольксваген Груп Рус» Артем Курсаков на встрече с Минпромторгом, на которой также присутствовала корреспондент «Газеты.Ru», заявлял, что в текущем виде СПИК представляет минимальный интерес для автокомпаний, которые осуществили инвестиции в производство на территории России. «Автопроизводителям необходимо понять, как будет решен вопрос о преемнике постановления о промсборке №166, срок действия которого истекает в 2019 году. Многие другие компании, которые работают на территории России, разделяют эту точку зрения», — говорил Курсаков новому директору департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Денису Паку.

Как в свою очередь напомнил в беседе с «Газетой.Ru» исполнительный директор некоммерческого партнерства «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин, окончание режима промсборки для всех автопроизводителей в целом означает прекращение действия преференций по размерам ввозных таможенных пошлин. И наибольшую финансовую нагрузку будут нести те компании, у которых уровень локализации невысок, а следовательно, ввозить необходимо большое количество иностранных комплектующих.

«Согласно 166-му постановлению те, кто организовал на территории России промышленную сборку, имеют право на ввоз комплектующих по нулевым пошлинам.

Возврат таможенных пошлин в 2020 году означает, что производить автомобиль станет дороже на 10–20% — точная цифра зависит от уровня локализации, — сказал Коровкин.

— Чем она глубже, тем легче воспринялся бы откат пошлин на прежний уровень. При этом у VW глубина локализации достаточно высока».

Убедить автопроизводителей активнее вкладывать инвестиции в Россию в Минпромторге стараются разными способами. Так, замминистра промышленности и торговли Александр Морозов ранее заявлял, что преференции и вовсе получат только те, кто подпишет индивидуальные СПИКи и согласится работать в рамках правительственного постановления №719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».

«Чтобы подтвердить, что автомобили локализованы, в России необходимо совершать следующие операции: штамповка, сварка, окраска, сборка, — рассказал представитель Минпромторга. — Кроме того, ты должен производить в России двигатели, и этот процесс должен включать сборку и настройку. Или же ты должен производить в России автоматические коробки передач. В идеале — делать в России и то и другое. Мы хотим, чтобы эти важные агрегаты — двигатели и автоматические коробки передач — производили у нас. При этом мы понимаем, что окупаемость сборочного производства — это 200 тыс. автомобилей, а окупаемость завода по производству автоматических коробок передач — 500 тыс. автомобилей. Конечно, нужны объемы. Поэтому мы предложили автокомпаниям объединиться и организовывать совместное производство агрегатов».

Однако, по оценке Коровкина, автопроизводители скорее смогли бы договориться по привлечению в Россию новых поставщиков, нежели по созданию универсальных платформ, что как минимум весьма затратно.

Напомним, что около 10% собранных на российских заводах Volkswagen Group автомобилей идет на экспорт. Объем инвестиций концерна в Россию превышает €1,85 млрд.