Угонщики бегут из Москвы

Количество угонов в Москве снизилось в полтора раза в 2016 году

Анатолий Караваев, Евгений Костогоров
Константин Чалабов/РИА «Новости»
В 2016-м в Москве было угнано чуть больше 5 тыс. автомобилей, хотя еще несколько лет назад в столице ежегодно похищали более 10 тыс. машин. В МВД резкое снижение угонов никак не комментируют, а эксперты связывают его со спадом продаж на вторичном рынке и сложностями, с которыми злоумышленникам приходится сталкиваться в столице.

По данным ГУ МВД по Москве, в прошлом году в столице было угнано и украдено (хищение автотранспорта в УК РФ классифицируется по разным составам, в зависимости от цели хищения. — «Газета.Ru») 5073 автомобиля, что в полтора раза меньше, чем в 2015-м, когда добычей злоумышленников стали 7582 автомобиля. Ситуация, сложившаяся в городе в вопросе противодействия кражам и угонам автотранспортных средств, характеризуется существенным снижением.

Еще несколько лет назад количество подобных преступлений в Москве стабильно превышало 10 тыс. эпизодов в год, однако с тех пор число автоугонов ежегодно сокращается.

«Повышенным «спросом» у преступников пользовались автомашины марок: Toyota, Hyundai, «ВАЗ», Nissan, Mazda, Ford, BMW, Mitsubishi, Austin Rover, Honda, «ГАЗ», Mercedes, Infiniti, Renault, Volkswagen, Lexus, Chevrolet», — отметили в ведомстве. При этом полицейские, скорее всего, перепутали британские марки Land Rover и Austin Rover — продукция последней, представленная автомобилями Rover, в столице имеет очень ограниченное хождение и практически не встречается на дорогах.

Ранее в столице многие годы наиболее востребованной у злоумышленников была продукция «АвтоВАЗа», но доля машин Lada в Москве постепенно снижается. В полиции не предоставили разбивку по конкретным моделям, поэтому не исключено, что Lada опередили представители массовых брендов среднего ценового сегмента — наиболее популярных в столице.

При этом полицейские за прошлый год смогли найти и вернуть 5010 автомобилей, что чуть меньше, чем в 2015 году — 5090. Никаких пояснений в ГУ МВД не предоставили, но речь, очевидно, идет о машинах, угнанных не только в 2016-м, но и в более ранний период, и, возможно, не только в столице.

В компании «Цезарь Сателлит», занимающейся системой безопасности автомобилей, уверены, что данные МВД объективно отражают текущую ситуацию. «В последние годы статистика угонов в Москве ощутимо снижается, потому что похищать машины стало намного сложнее, — говорит эксперт Мария Буланова. — В городе действуют 144 тыс. камер видеонаблюдения, которые сохраняют изображение в течение пяти дней, и скрыться незамеченным все сложнее. Очень оперативно и качественно работает полиция по этим преступлениям, поэтому мы фиксируем, что такие преступления «перемещаются» в Подмосковье и другие регионы.

Мы наблюдаем снижение числа угонов по массовому сегменту в ценовом диапазоне до 1,5 млн рублей. Это можно объяснить с тем, что сейчас стабилизировался курс рубля, цены на запчасти, и люди стали отдавать предпочтение новым комплектующим.

Соответственно, снизился спрос на б/у комплектующие. Это хорошо можно заметить по нашей статистике: в конце 2014 года с нестабильным долларом как раз был пик угонов «на разбор». Что касается премиальных брендов, то здесь количество хищений не снижается. Это можно объяснить тем, что и продажи новых машин в этой категории в кризис не упали и просто сохраняется прежняя пропорция продаж и угонов».

По словам эксперта, нередко угнанные дорогие машины переправляются в Европу. «Максимум угонов премиум-сегмента был в начале 2016 года, причем в этих схемах нередко участвуют граждане Белоруссии», — отметила собеседник «Газеты.Ru». Однако основным рынком сбыта похищенных автомобилей, которые не идут на запчасти, остаются Казахстан и Узбекистан. «Хотя из-за кризиса спрос на них там несколько упал, — считает Буланова. — А вот распространенное суждение, что из столицы иномарки едут прямиком на Кавказ, уже неактуально».

С точки зрения эффективности штатных систем безопасности эксперт не выделяет ни одну из марок.

«Без дополнительной защиты можно угнать любую машины. Если есть что-то дополнительное, то, когда воры это понимают, могут просто бросить и переключиться на другую машину — зачем рисковать, если можно просто пойти в соседний двор и найти ту же модель», — подытожила эксперт.

Эксперт по защите от угона автомобилей Андрей Кондрашов придерживается несколько иного мнения.

«На самом деле угонов меньше не стало. Дело в том, что упали продажи автомобилей. Поэтому формально количество угнанных машин тоже уменьшилось, но соотношение осталось неизменным. Статистику угонов диктует вторичный рынок.

Угоняют те машины, которые пользуются спросом на вторичном рынке. Как правило, это автомобили возрастом от трех до пяти лет. Поэтому новые машины угоняют не так часто», — говорит он.

Кондрашов отмечает, что существует два основных направления угонов. «Во-первых, с целью перепродажи автомобиля, а во-вторых, для разбора машины на запчасти. Первое направление более выгодное для злоумышленников, потому что они могут получить быструю прибыль — угнанные машины, как правило, перепродают уже через неделю. На запчасти угоняют реже, потому что прибыль здесь растянута во времени и работы больше: нужно разбирать машину, доставать детали, стирать с них номера. Все зависит от конкретной модели автомобиля. Например, Renault Logan часто угоняют на запчасти, а Toyota — для перепродажи на вторичном рынке», — заявил собеседник «Газеты.Ru».

Он уверен, что угонами всегда занимаются только организованные группы. «Как правило, угоночные команды делятся на четыре направления: те, кто угоняет и перегоняет автомобиль, те, кто подделывает документы, те, кто «обеляет» машину изнутри — стирает старые номера с деталей, и, наконец, те, кто продает автомобиль. Таким образом угонщики уходят от ответственности, потому что, если поймать кого-то одного, выйти на организатора угона будет очень сложно.

Похищенные машины обычно продают в так называемых серых автосалонах. В Москве таких более ста.

Продавцы вывешивают объявления на автомобильные порталы и пишут, что автомобиль продается срочно, например, указывают, что владельцу очень нужны деньги на лечение или переезд в другой город», — говорит Кондрашов.

По его словам, обычно машины угоняют ночью, так как это быстрее и проще.

«Есть два основных способа угона автомобиля. Первый — «прикладной», когда угонщики взламывают замки, переписывают ключи и уезжают на машине, пока владелец не видит. Второй способ — работа с водителем: в этом случае угонщики не дают ему закрыть автомобиль или используют «удочки» — специальные ретрансляторы, которые с большого расстояния позволяют открыть автомобиль.

Способов защиты от угона существует сейчас три. Во-первых, установка охранных комплексов, которые всячески усложняют взлом машины. Во-вторых, пытаться силами владельца предотвратить угон — звонить в полицию, писать заявление. И в-третьих, устанавливать на автомобили спутниковые системы, которые помогают отследить машину после угона, но такие системы не очень эффективны: по статистике, с помощью них возвращают один автомобиль из четырех.

Самый действенный — первый способ. Дело тут в экономической целесообразности угона. Группа угонщиков всегда получает определенный процент от стоимости автомобиля, но если для угона приходится буквально ломать автомобиль, то и стоимость его снижается. Угоняют то, что легче взломать», — утверждает Кондрашов.