Минздрав предлагает наказывать водителей за блокирование машин скорой помощи так же, как и за вождение в нетрезвом виде, сообщает ТАСС. Об этом заявила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на Российском инвестиционном форуме в Сочи.
«Мы подготовили законопроект по поводу ужесточения наказания в том случае, когда (водитель. — «Газета.Ru») не пропускает «скорую». Это будет приравнено к вождению в нетрезвом виде», — сказала Скворцова.
Если закон будет принят, ГИБДД за данное нарушение сможет лишать водителей прав на срок от года до полутора лет, а также накладывать штраф в размере 30 тыс. рублей.
Министр надеется, что такая мера позволит «образумить сразу всех» водителей.
Однако ознакомиться с самим законопроектом пока нельзя — на федеральном портале проектов нормативных правовых актов его текст отсутствует. Дать оперативный комментарий по поводу новой инициативы «Газете.Ru» не смогли и в самом Минздраве.
В свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслав Лысаков в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что документ Минздрава, скорее всего, не попадет в парламент, поскольку в Госдуму ранее уже был внесен аналогичный законопроект.
«У нас уже лежит законопроект моего коллеги по фракции Андрея Палкина о лишении водительских прав за непропуск «скорой». Правительство просто не будет вносить такой же законопроект в Госдуму, ведь подобная инициатива уже есть», — сказал Лысаков.
Кроме того, ранее Госдума приняла в первом чтении законопроект об «агрессивном вождении», в который, в частности, предлагается внести поправки, увеличивающие штраф за блокирование проезда скорой помощи. С инициативой согласился и замминистра МВД Игорь Зубов. По его словам, ведомство готово рассмотреть данные поправки, если в этом есть необходимость, однако в рамках уже другого законопроекта.
«Есть нормы статьи 12.17 КоАП — непредоставление преимуществ транспортному средству, которое четко подпадает под этот случай, там штраф до 500 рублей или лишение прав на управление ТС в течение трех месяцев — по объективной стороне и по санкции. Если общество стоит на том, что такой нормы недостаточно, давайте это рассматривать, но не в рамках этого закона», — ранее заявлял он.
По мнению Лысакова, говорить об ужесточении наказания за непропуск скорой помощи пока рано, этот вопрос должен быть детально проработан законодателем.
«Сейчас у нас за это правонарушение уже предусмотрено лишение прав на срок до трех месяцев. Нужно выяснить, надо ли ужесточать наказание или стоит просто добиваться неукоснительного правоприменения той нормы, которая уже есть», — пояснил эксперт.
Кроме того, зампред комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству считает, что наказывать за непропуск «скорой» следует, только если факт нарушения подтверждается видеозаписью, поскольку бывают случаи, когда водитель не может уступить дорогу, однако делает это не специально.
«На всех спецмашинах должны стоять видеорегистраторы, чтобы нарушения фиксировались и решение суд выносил именно на основе видеозаписи. Ведь бывают случаи, когда водитель просто физически не может уступить — справа плотный поток, его не пускают. За это тоже наказывать что ли? Нужно четко проработать все критерии, чтобы не было правовой неопределенности», — сказал Лысаков.
В то же время замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов в середине января предложил конфисковать автомобили у водителей, которые не уступили дорогу скорой помощи.
«ЛДПР займется подготовкой соответствующих поправок для того, чтобы такие случаи жестко пресекались, а в отношении таких водителей принимались самые строгие меры: конфискация транспортного средства как орудие за совершение данного правонарушения, серьезный штраф и уголовное преследование за подобные действия», — заявил Нилов.
Также ранее Минздрав обсуждал инициативу разрешить «скорым» таранить не пропускающие их автомобили. По словам официального представительства ведомства Олега Салагая, сам Минздрав с таким предложением не выступал, оно поступило от общественности.
Бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, однако, раскритиковал эту идею, заявив, что при таране пациенту может быть нанесен еще больший вред. Он допустил применение тарана только в случае, если автомобиль «скорой» будет выполнен на базе танка или БТР.
«Ужесточать закон не надо. Лучше идти по другому пути. «Скорым» нужно обеспечить те законодательные преференции, которые уже есть. Таран тут ни в коем случае не уместен: так мы травмируем пациента, которого везем. Проще говоря, он упадет с носилок. Могут сорваться те манипуляции, которые в это время проводят врачи. Носилочные больные плохо переносят тряску, к ним нельзя применять резких движений. Да и технически это трудно достигнуть. Если бы «скорая» была на базе БТР или вообще танков, то она могла просто ехать по другим машинам, но сейчас этого сделать нельзя. Не нужно экстремизма», — сказал Онищенко.
Активное обсуждение предоставления преимуществ машинам скорой помощи началось после нашумевшего инцидента на Камчатке, который произошел в начале января. Медики не успели добраться до пациента, не доехав до нужного подъезда несколько сотен метров из-за перегородившего дорогу легкового автомобиля. Несмотря на то что рядом было свободное место для маневра, врачи долго пытались заставить автомобилиста уступить им дорогу, а тот в свою очередь наотрез отказывался это делать.
Добраться до нужного подъезда «скорая» смогла только после того, как на место инцидента приехали полицейские. Однако к тому моменту 21-летний мужчина уже скончался.
После инцидента камчатские следователи возбудили уголовное дело по факту причинения смерти по неосторожности. Они намереваются проверить не только водителя легковушки, но и действия врачей на предмет халатности.
Через две недели еще один похожий инцидент произошел в Красноярске, где женщина-таксист не уступила дорогу спешащей на вызов машине скорой помощи, уверяя при этом, что у медиков есть место для маневра. После длительных «переговоров» водитель такси все-таки сдалась и уступила дорогу «скорой».
Видеозапись с регистратора, установленного в кабине скорой помощи, была размещена в сети, после этого инцидентом заинтересовались в полиции. По данному факту была инициирована проверка. В региональном минздраве же сообщили, что вызов был не экстренным и в результате задержки никто не пострадал. В итоге местная полиция не нашла в действиях женщины-водителя противоправных действий, посчитав, что у нее не было физической возможности уступить дорогу.
«Мы внимательно проанализировали такие случаи и выяснили, что за последние годы их было всего четыре-пять, если говорить о тех, что были подтверждены видео. То есть самой проблемы нет, она абсолютно надумана и раздута СМИ, — заявил «Газете.Ru» координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.
— И даже если что-то ужесточать, то нужно перед этим сначала посмотреть на наши законы, привести ПДД в порядок, потому что сейчас если водитель едет по крайней левой полосе с отбойником слева, а справа его не пускают на полосу, то он просто физически не может уступить дорогу никому.
Все это может стать поводом для «подстав», под угрозой длительного лишения прав человек полезет за кошельком, и коррупции на дороге станет еще больше. Поэтому сначала надо поменять законы, разрешить водителям допускать любые нарушения, при попытке уступить дорогу «скорой», а уже потом спрашивать с них».