«Скорые» просят помощи

Счетная палата выявила нарушения при закупках машин скорой помощи

Алина Распопова, Евгений Костогоров
Pavel Golovkin/AP
Более 5 млрд руб., выделенных на обновление катастрофически устаревшего парка автомобилей скорой помощи в России, были израсходованы Минпромторгом с серьезными нарушениями, выяснила Счетная палата. Большинство новых машин ушло в Москву и Краснодар. Крым и Севастополь получили даже больше транспорта, чем требовалось, а в других регионах степень износа «скорых» достигает 80%. Участники отрасли жалуются, что выделяемых на обновление парка сумм недостаточно для решения проблемы.

Счетная палата России выявила многочисленные нарушения, допущенные Минпромторгом при расходовании средств из федерального бюджета при закупке автомобилей скорой помощи в 2016 году. Такие данные следуют из аудиторского заключения ведомства. В рамках аудита проверку прошли также Автомобильный завод «ГАЗ», «Форд Соллерс Холдинг» и Ульяновский автомобильный завод, которые, собственно, и были главными поставщиками автомобилей для служб скорой помощи.

Половина «скорых» в стране нуждалась в замене

По данным Счетной палаты, на начало 2016 года в 85 российских регионах работало 22 329 единиц «скорых», в том числе 7267 автомобилей класса А, 13 387 — класса В, 1675 — класса С. Почти половина из них, 10 629 единиц (47,6%), эксплуатировалась более пяти лет и, согласно требованиям, нуждалась в замене.

В разрезе регионов износ автопарка составлял от 6 до 100%. В 14 субъектах износ автопарка составил от 70 до 100%, в 31 регионе — от 50 до 60%, в 40 — менее 50%.

Исправить катастрофическую ситуацию с обеспечением россиян качественными автомобилями скорой помощи президент России Владимир Путин поручил правительству вместе с региональными госорганами. Эта задача выполняется в рамках широко известной госпрограммы поддержки предприятий автомобильной промышленности — в целом на нее в 2016 году было выделено 50 млрд руб. Из них

на обновление парка автомобилей скорой помощи выделили 5 млрд руб. Это позволило закупить и поставить 2267 автомобилей для регионов.

Еще 40 автомобилей получило Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) России.

Таким образом, заявленная потребность в автомобилях скорой медицинской помощи класса В была удовлетворена на 27,2%, а класса С — на 13,6%. Потребность в обновлении автомобилей со сроком эксплуатации более пяти лет удовлетворена по классу В — на 38%, по классу С — 18,8%.

Госзакупки без скидок и не для медучреждений

Для приобретения автомобилей Минпромторг использовал форму закупки у единственного поставщика. Однако при этом, как выяснили в Счетной палате, не соблюдались требования закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Счетная палата упрекнула ведомство в том, что

в министерстве без видимых оснований не использовали метод сопоставимых рыночных цен при обосновании цены контрактов, заключаемых с единственными исполнителями.

«В качестве обоснования цены контрактов Минпромторг направил в правительство подготовленные единственными исполнителями плановые калькуляции затрат на 2016 год. При этом министерство, выступая в роли госзаказчика, не провело расчет цены контрактов», — говорится в отчете Счетной палаты.

Не понравилось Счетной палате и то, что в обосновании выбора единственных исполнителей

Минпромторг не сообщил о том, что необходимую доработку автомобилей осуществляли уже совсем другие организации.

Дело в том, что зачастую автопроизводители изготавливают машины, подготовленные для разного рода задач. Но что в итоге это будет, к примеру, «скорая» или машина МЧС, решает уже сам заказчик после закупки такой техники.

«Представленные данные автопроизводителей по калькуляции затрат на покупку автомобилей использовались Минпромторгом в качестве обоснования цены контрактов на 3 млрд руб. При этом меры по оптимизации цен, включая получение скидок в связи с увеличивающимся на 2 млрд руб. объемом закупок, не принимались», — заявил аудитор.

Кроме того, ряд автомобилей оказался оснащен в нарушение стандартов. Их переоборудование в 2017 году дополнительно потребует 418,9 млн руб. А некоторые получатели вовсе вызвали сомнения в своем статусе — они не имели права на оказание скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» или же действующих лицензий. Простой закупленных автомобилей в этом случае может обернуться потерей 117,9 млн руб. из бюджета.

Новых «скорых» в глубинке не увидели

Критику со стороны Счетной палаты вызвал также непрозрачный механизм распределения новых автомобилей по субъектам Федерации. Так, Минздрав в начале прошлого года составил рейтинг регионов, которые нуждаются в замене парка «скорых». Однако аудиторы пришли к выводу, что в Минпромторге эти потребности, как и степень износа техники, при отправке новых автомобилей не учли.

Оказалось, что

наибольшее количество автомобилей получили Московская область (75 автомобилей, или 80,6% от заявленной потребности), Краснодарский край (73, или 34,1%), Саратовская область (71, или 41,5%), Санкт-Петербург (63, или 30,9%) и Республика Башкортостан (55, или 12,7%).

В то же время в таких регионах, как Республика Калмыкия, Забайкальский край, Курганская область, Удмуртская Республика, Республика Северная Осетия – Алания и Амурская и Брянская области, заявленная потребность была удовлетворена в пределах от 6,8 до 10,9%.

При этом, например, в Брянской области степень износа составляет 82,9%. На фоне этих цифр Приморскому краю, Тульской области, Севастополю, Республике Крым и Республике Марий Эл новых «скорых» поставили сверх заявленных потребностей.

Основное количество автомобилей поставлено в учреждения здравоохранения, расположенные в районных центрах регионов. При этом в отдельных регионах 50 и более процентов полученных автомобилей распределены учреждениям здравоохранения, расположенным в городах, республиканских, областных и краевых центрах.

«Таким образом, задача по улучшению медицинского обслуживания населения, проживающего в отдаленных районах, а также сельской местности, решена не полностью», — пояснил аудитор.

Как пожаловались «Газете.Ru» в одной из городских больниц Брянска, новых машин здесь не видели около восьми лет.

«Но вот прямо перед Новым годом город получил две партии новых автомобилей, кое-что досталось и нам, — рассказали в руководстве одной из больниц. — Власти пообещали, что в первом полугодии 2017 года будет еще одна поставка. В целом, конечно, машин не хватает, хотелось бы побольше».

В свою очередь, в межрегиональном профсоюзе медработников «Действие» считают, что главная проблема при замене устаревшего автопарка «скорых» — недостаточное количество средств, которые выделяются из федерального бюджета на эти цели.

«На переоснащение автомобилей скорой помощи действительно была выделена, казалось бы, существенная сумма. В действительности же ее недостаточно для того, чтобы модернизировать автопарки во всех регионах. В итоге кто-то получил нужное количество машин, кто-то — нет, но в целом проблема обновления автотранспорта не решена, — рассказал «Газете.Ru» сопредседатель профсоюза «Действие» Андрей Коновал.

— Ситуация на станциях скорой помощи в регионах плачевная: пытаются экономить на всем. Водители постоянно перерабатывают, бывают даже случаи, когда их формально оформляют как ИП, чтобы уклониться от уплаты налогов».

Реакция ведомств

Поскольку закупка новых автомобилей скорой помощи продолжится и в 2017 году, в Счетной палате потребовали от Минпромторга учитывать названные недочеты.

Отметим, что всего на программу господдержки автомобильной отрасли в России выделено 62,3 млрд руб.

В свою очередь, в Минпромторге «Газете.Ru» заявили, что обязательно учтут замечания при реализации программы в 2017 году. Как пояснили в Минпромторге, затратный метод для определения цены закупки в полном соответствии с федеральным законом был неприменим в силу отсутствия аналогичных закупок автомобилей скорой и медицинской помощи. «Что касается вопросов оснащения автомобилей медицинским оборудованием, а также распределения по регионам, то мы тщательно отработаем эти моменты с Минздравом, который за них отвечает», — заверили в ведомстве.