Представители ведущих мировых автобрендов высказались категорически против ряда инициатив российского Минпромторга. Об этом, в частности, в очередной раз заявили в группе Volkswagen, а также в Hyundai на встрече с новым директором департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Денисом Паком, на которой присутствовала корреспондент «Газеты.Ru».
Как утверждают автопроизводители, с их мнением согласны большинство участников отрасли.
Главной проблемой для инвестировавших в российское производство автокомпаний остается неясность комплекса мер, который будет применяться как для поддержки, так и для администрирования отрасли. Все они должны быть перечислены в определяющем для российских автопроизводителей документе — «Стратегии развития автопрома до 2025 года», — который Минпромторг готовит с помощью агентства McKinsey. Однако его детали не определены до сих пор. Обсуждение документа в последний раз прошло в конце декабря 2016 года на общественном совете при Минпромторге, но полностью о предлагаемых инструментах работы в России неизвестно до конца даже наиболее заинтересованным лицам — самим автопроизводителям. На доступность информации о программе, в частности, пожаловался руководитель направления по взаимодействию с госструктурами «Фольксваген Груп Рус» Артем Курсаков.
Унификация платформ и компонентов невозможна
Одна из основных задач будущей стратегии, согласно черновику документа, — развитие компонентной базы. Но если сама цель, по мнению автопроизводителей, верна, то методы ее достижения слишком жесткие. В проекте стратегии указано, что отрасль должна быть рационализирована.
А если точнее, по задумке Минпромторга, в России автопроизводителям предлагается иметь лишь ограниченное число платформ и создавать универсальные платформы на несколько разных брендов. Жестких ограничений нет, но лишь построенные на таких платформах модели смогут рассчитывать на получение мер господдержки.
«Признавая необходимость консолидации увеличения объемов производства на одну платформу для увеличения дальнейшей локализации, считаем, что оптимизация производственных процессов должна проходить естественным путем, — сказал Курсаков. — К примеру, следующий цикл обновления модельного ряда Volkswagen запланирован на 2018 год, и он будет консолидирован — у VW будет использовано всего две-три платформы».
Кроме того, как первой сообщала «Газета.Ru» со ссылкой на заместителя министра промышленности и торговли Александра Морозова, в Минпромторге считали необходимым унифицировать и локализовывать двигатели.
«Морозов даже выступал в пользу идеи унификации коробки передач — примерно на пять разных концернов, — пояснил представитель VW. — Мы категорически против этой инициативы».
Сохранить режим промсборки или унифицировать СПИК
Также в текущей редакции стратегии указан тезис о том, что продолжение режима промышленной сборки нецелесообразно, а ему на смену должен прийти новый механизм — специальный инвестиционный контракт (СПИК).
«Однако в стратегии не указано, будет ли СПИК применяться в текущем виде или в какой-то иной, адаптированной форме, — продолжил представитель VW.
— В текущем виде СПИК представляет минимальный интерес для автокомпаний, которые осуществили инвестиции в производство на территории России.
Автопроизводителям необходимо понять, как будет решен вопрос о приемнике постановления о промсборке №166, срок действия которого истекает в 2019 году. Многие другие компании, которые работают на территории России, разделяют эту точку зрения.
Нужна информация о том, что будет дальше, чтобы осуществлять долгосрочное планирование. Решение об инвестициях в новые модели принимаются за два года, это нужно делать сейчас, а необходимой информации для понимания ситуации нет».
Экспорта не будет
В списке уже известных и не раз называвшихся задач развития российского автопрома в обсуждаемой стратегии значится развитие и наращивание объемов экспорта. В Volkswagen заявили, что полностью поддерживают такое решение, поскольку именно оно может помочь сохранять загруженность производственных мощностей при падении локального рынка. Однако сделать это в требуемых для окупаемости объемах в нынешних условиях опять-таки невозможно.
«Речь идет об экспортном прорыве, но не сказано, за счет чего он должен быть сделан, — заявили в VW. — Мы можем существенно нарастить экспорт только в двух ситуациях. Либо производя глобальный продукт, либо продукция, которую мы производим в России, должна выдерживать конкуренцию внутри концерна.
То есть, к примеру, российский Polo седан должен быть дешевле в производстве в России, чем в другой стране. В настоящее время это невозможно, даже с учетом девальвации».
В свою очередь руководитель по внешним связям «Хендэ Мотор СНГ» Анна Костюхина подтвердила, что мнение российского офиса группы VW поддерживают большинство автокомпаний, которые ведут бизнес на территории России и локализовали свое производство.
«Мы не видим перспективы дальнейшего развития после 2018 года, нет информации о дальнейших условиях продолжения инвестиций в российскую автомобильную отрасль, — заявила официальный представитель «Хендэ Мотор СНГ». — Нужны новые инвестиционные механизмы. На наш взгляд, СПИК не должны противопоставляться соглашению о промсборке, а существовать параллельно с ним. Кроме того, в нынешнем своем виде СПИК — это не альтернатива промсборке, а скорее налоговый инструмент».
В Hyundai также раскритиковали идею создания универсальной платформы. «Наших потребителей нельзя лишать возможностей выбирать те автомобили, которые им нравятся», — сказала Костюхина.
Кроме того, представитель «Хендэ Мотор СНГ» попросила Минпромторг по возможности включить в программу развития отрасли и меры господдержки, которые планируются применяться в этот период к автопроизводителям и поставщикам.
В ответ в Минпромторге пообещали изучить все предложения.
На дополнительные вопросы «Газеты.Ru» Пак отвечать отказался, посоветовав обращаться в пресс-службу Минпромторга.
В свою очередь исполнительный директор некоммерческого партнерства «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин уверен, что на унификацию платформ автопроизводители-конкуренты не пойдут даже под угрозой лишения мер господдержки.
«В Минпромторге хотят сделать так, чтобы автомобильные платформы в одном и том же классе стали максимально приближенными, и сделать возможным использовать одни и те же комплектующие, — говорит Коровкин. — Но это невозможно. Нельзя унифицировать все автомобили, сделать одинаковыми двигатели, коробки передач.
Но только такое решение конкурирующим компаниям не нужно. Автомобили продаются, работа с поставщиками налажена. Ведь все это стоит огромных инвестиций — испытание, одобрение типа, настройка двигателя и коробки передач».
Отсутствие ясности в самой стратегии и попытках договориться с Минпромторгом, по мнению Коровкина, может привести к тому, что автопроизводители будут откладывать инвестиции и обновление модельного ряда.