Volkswagen всех обогнал за счет Китая

Toyota уступила Volkswagen и перестала быть лидером мирового авторынка

Алина Распопова
Volkswagen I.D. Electric Concept Volkswagen
Впервые с 2012 года концерн Volkswagen обошел Toyota в споре за лидерство по мировым продажам. Несмотря на громкий скандал, названный «дизельгейтом», Volkswagen удалось реализовать 10,3 млн автомобилей — на 100 тыс. единиц больше, чем японскому конкуренту. Третий глобальный лидер рынка, General Motors, подведет итоги 2016 года на следующей неделе. Если они окажутся скромнее, чем у VW, то немецкий концерн впервые получит статус мирового лидера по продажам в автопроме.

Ведущие мировые автопроизводители, Volkswagen и Toyota, отчитались об итогах своей работы в 2016 году. Согласно данным немецкого концерна Volkswagen, в который, в частности, входят бренды Audi, Porsche, Skoda, Seat и Bentley, мировые продажи группы достигли 10,3 млн новых автомобилей. Между тем японская группа Toyota, включающая, в частности, подразделения Lexus, Daihatsu и Hino, хоть увеличила свои продажи на 0,2 п.п., но не смогла обойти конкурента с результатом 10,2 млн проданных автомобилей.

Такие цифры означают, что VW впервые за четыре последних года обошел Toyota по объему глобальных продаж.

Отметим, что Toyota удерживает звание лидера мирового авторынка по итогам восьми из последних девяти лет после того, как отобрала первое место у GM в 2008 году. Исключением стал лишь 2011 год — тогда Toyota не смогла быстро восстановить выпуск машин после серьезного землетрясения и цунами, от которого пострадал завод бренда в Японии. При этом именно GM оставался неизменным лидером глобального рынка 77 лет подряд — вплоть до 2008 года.

Однако окончательные результаты в споре за мировое лидерство в автопроме статут известны лишь на следующей неделе, когда итоги подведет американский автогигант General Motors.

Как пишет Financial Times, Toyota в настоящее время испытывает проблемы в США, где подвергается давлению со стороны президента Дональда Трампа. Американский президент критикует японских производителей, и в особенности Toyota, за их инвестиции в развитие производства в Мексике. Руководство Toyota ответило на это обещанием инвестировать около $10 млрд в укрепление своей деятельности в США и обеспечить 400 дополнительных рабочих мест на своем заводе в Индиане. При этом одной из очевидных причин замедления темпов роста продаж Toyota стал переход насыщенного американского рынка от седанов, где японский автопроизводитель является лидером, к пикапам и внедорожникам. В самой Японии продажи Toyota выросли впервые за четыре года, но этот прирост на внутреннем рынке полностью нивелировал спад спроса на Toyota не только в США, но и в Африке, а также на Ближнем Востоке. Интерес к автомобилям Daihatsu упал как в Японии, так и за ее пределами.

Что касается VW, то попытки обогнать Toyota на мировой арене, как и репутация бренда в целом, оказались под угрозой после того, как в сентябре 2015 года вспыхнул знаменитый скандал, получивший название «дизельгейт». Тогда выяснилось, что на серийные автомобили Volkswagen (примерно 11 млн единиц по всему миру) устанавливалось программное обеспечение, скрывающее реальное количество вредных выбросов дизельных двигателей.

Однако в 2016 году немецкий концерн уверенно выступил в Китае, где продажи взлетели на 12% – почти до 4 млн единиц.

Ранее руководство VW уже не раз заявляло, что намерено полностью очистить бренд от последствий мирового скандала и сделать марку более экологичной. Так, на Международном автосалоне в Париже 2016 года представители бренда рассказали, что Volkswagen намерен стать более независимым от группы и конкурировать с моделями Tesla в будущем.

К 2020 году марка готовит совершенно новое семейство электромобилей и совершенно не заинтересована в гибридах. К 2025 году немцы хотят продавать более 1 млн электрокаров по всему миру.

В планах бренда продавать полностью электрические e-Golf, способные преодолевать более 300 км на одном заряде, и другие модели. Подтверждением поставленных целей стал концепт-кар Volkswagen I.D. Он появится на рынке в 2020 году, а к 2025 году в компании обещают выпустить версию с полностью автоматизированным режимом управления I.D. Pilot. «I.D. позиционируется как компактный электрокар, демонстрирующий цели Volkswagen расширить модельный ряд параллельно с бестселлерами Polo, Golf, Tiguan и Passat. I.D. оснастят электромотором мощностью 125 кВт (170 л.с.), он будет способен преодолеть до 600 км без подзарядки, при этом его цена должна быть доступной».

Китай и США решают все

По мнению аналитиков, решающими рынками для глобальных автопроизводителей в 2017 году по-прежнему останутся США и Китай. Для того чтобы VW смог удержать преимущество над Toyota, именно в этих странах бренду придется приложить наибольшие усилия. Между тем объемы продаж в США достигают своего пика. В Toyota уже говорят о том, что в 2017 году их продажи останутся на уровне 10,2 млн – так как компания продолжает фокусироваться на стабильном получении прибыли и не планирует стремительную экспансию на новые рынки.

«Вопрос в том, как Toyota сможет сохранить достигнутые объемы продаж в Китае на фоне снижения общего темпа продаж в этой стране, и том, как марка будет поддерживать спрос в США, где рынок вышел на свой максимум», — заявил аналитик Credit Suisse Масахиро Акита.

Между тем VW также готовится к ряду сложностей в Китае. Замедление продаж на этом рынке ожидается после скачка спроса на небольшие легковые автомобили – в 2016 году для стимулирования их продаж была запущена специальная программа господдержки. И даже после того, как китайские власти заявили о продлении льгот и в 2017 году, аналитики уверены, что VW, как и другим автопроизводителям, вряд ли удастся повторить достигнутые результаты.

Отметим, что в России по итогам года марка VW (без учета входящих в Volkswagen Group Rus брендов) заняла шестое место с результатом 74 221 проданный автомобиль (-5% по сравнению с результатами 2016 года). Самой популярной моделью бренда стал VW Polo.

В свою очередь аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко считает, что в перспективе у VW есть все шансы получить постоянный статус лидера мирового авторынка.

«Toyota в 2016 году продолжала делать ставку на рынок США, — говорит Яковенко «Газете.Ru». — Достаточно дешевая нефть и высокие темпы восстановления экономики на протяжении последних двух лет формировали предпосылки к тому, что американцы должны были начать пересаживаться обратно на комфортабельные седаны, внедорожники и пикапы. В то же время VW сосредоточился на Европе и Азии, причем не в премиальном, а в бюджетном сегменте. Американский же рынок для VW так и не стал приоритетным. Если новый президент США сдержит слово и введет заградительные пошлины в размере 30% на импортные автомобили, ставка на ЕС и Азию для VW будет правильной».

Руководитель отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский уверен, что пока говорить о явном лидерстве VW нельзя: немецкий концерн и Toyota находятся примерно на одном технологическом уровне, используют схожую логистику и ценообразование. «Значимость «дизельгейта» была переоценена, а вот перспектива производства электомобилей сейчас является модной темой, в которую инвесторы готовы вкладывать большие средства, — говорит Звенигородский «Газете.Ru». — Будет ли она успешной — сложно сказать. Спрос со стороны китайского рынка тоже не очень надежен: сейчас там тоже царит ажиотаж и на финансовых рынках, и в сфере потребления, но спрос уже начинает сходить на нет».