Штрафстоянки берут заложников

Чиновники и прокуроры проверят штрафстоянки по всей России

Shutterstock
Минтранс Московской области намерен проверить штрафстоянку, сотрудники которой отказались в нарушение закона возвращать машины автовладельцам, требуя сначала оплатить услуги по перемещению транспортных средств. Похожие инциденты происходят и в других регионах России. В Госдуме требуют от Генпрокуратуры проследить за нарушениями прав автомобилистов.

После того как платные городские парковки шагнули из Москвы в другие регионы России, вокруг штрафстоянок, куда свозятся автомобили нарушителей, не утихают скандалы. В подмосковном Красногорске произошел инцидент между автовладельцами и сотрудниками такой стоянки, которые отказывались возвращать транспортные средства, пока нарушители не оплатят услуги по эвакуации.

Такое ограничение нарушает вступивший в силу с 1 сентября 2016 года федеральный закон, дающий автомобилистам право на отсрочку оплаты эвакуации.

По закону у автовладельца в общей сложности есть 70 дней на оплату, а вернуть машину ему должны незамедлительно при наличии документов, необходимых для управления.

Однако сотрудники «Оператора специализированных стоянок Московской области» (ОСС МО), управляющего штрафстоянкой в Красногорске, требование закона, судя по всему, проигнорировали.

Как сообщал телеканал «360», с неожиданным отказом сотрудников стоянки вернуть машину до оплаты услуг по эвакуации столкнулись уже десятки автовладельцев.

Автолюбители, отчаявшись, заблокировали подъезды к стоянке, мешая проезду прибывающим эвакуаторам. Автомобилисты смогли получить свой транспорт только после потасовки с сотрудниками штрафстоянки и вмешательства полиции.

Большинству автолюбителей удалось получить автомобили спустя семь часов, проведенных на морозе у ворот стоянки. Однако одному из водителей повезло меньше — ему машину не отдавали в течение нескольких дней.

На инцидент, произошедший на прошлой неделе, в четверг отреагировали в минтрансе Московской области, после того как получили жалобу от одного из автовладельцев. Теперь чиновники могут провести внеплановую проверку штрафстоянки.

«Министерство рассмотрело обращение жителя Красногорска, пожаловавшегося на отказ сотрудников спецстоянки выдать автомобиль до оплаты за перемещение и хранение задержанного транспортного средства, — заявил замминистра транспорта МО Игорь Королев. — Полученное обращение дает сотрудникам минтранса право провести внеплановую проверку спецстоянки на предмет нарушения условий договора. О результатах проверки мы обязательно проинформируем общественность».

Чиновник подтвердил, что в соответствии с изменениями законодательства граждане получили возможность забирать задержанные и перемещенные на спецстоянки автомобили без предоставления документа, подтверждающего оплату расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.

Из сообщения ведомства очевидно, что руководство и сотрудники таких спецстоянок не могли не знать об изменениях в законодательстве.

«Минтранс Подмосковья проинформировал об этом все организации, с которыми был заключен договор на перемещение и хранение автотранспорта, и дал разъяснения по организации деятельности спецстоянок», — подчеркивается в сообщении.

Связаться с представителями ОСС МО «Газете.Ru» в четверг не удалось.

Стоит отметить, что в 2014 году у подмосковного УФАС также возникали вопросы к компании «ОСС МО». «Оператор» в нарушение требований закона Московской области требовал от владельцев ТС, помещенных на стоянку с превышением габаритов или разрешенной максимальной массы, специальное разрешение на движение транспортного средства, а при его отсутствии отказывался возвращать автомобиль.

Московским областным УФАС России в отношении компании было возбуждено дело по ч. 1 ст. 10 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке, выразившегося в требовании прямо не предусмотренных нормативными правовыми актами документов для возврата задержанных транспортных средств.

Примечательно, что после вступления в силу в сентябре прошлого года поправок в федеральное законодательство на проблемы с возвратом автомобилей жалуются не только подмосковные автомобилисты.

«В Питере ничего не изменилось — как требовали выкуп, так и продолжают, ссылаясь при этом на якобы тот факт, что изменения должны быть внесены в городской закон»,

пишет в блоге автовладелец из Санкт-Петербурга.

«Мне недавно тоже отказали в моем праве забрать автомобиль со штрафстоянки без оплаты услуг эвакуации, — рассказывает еще один питерский автомобилист. — Я оставил заявление, что не согласен с таким положением вещей. На следующий день позвонил в организацию, кому принадлежит эта штрафстоянка, чтобы уточнить о судьбе моего заявления ну и заодно уточнить, почему же мне не отдали автомобиль, согласно КоАП РФ. На что получил устный ответ, что в нашем городе Санкт-Петербурге не действует эта поправка».

Такие же претензии местным организациям, осуществляющим хранение эвакуированных транспортных средств, предъявляют автовладельцы в Сочи. В январе 2017 года местному автомобилисту Арсену Ксакольяну в течение трех недель служба эвакуации «Техиндустрия» не отдавала машину, помещенную на спецстоянку, да еще и эвакуированную ошибочно, что было признано в ГИБДД. Условия для возврата были выдвинуты те же — заплатить за услуги эвакуации и хранения. В итоге машину удалось вызволить только по решению суда.

«Судьей было вынесено определение о применении обеспечительных мер, и благодаря этому через 20 дней машину нам удалось забрать, — пояснял адвокат автовладельца Михаил Лаптанович. — Законодательство РФ для них не играет никакой роли. Для них играет роль только одно: если они забрали машину, пока им не заплатят за это деньги и не отдадут постановление, машину они никому не отдадут».

Первый зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков — автор федерального закона, давшего автовладельцам право на возврат автомобиля до оплаты услуг по эвакуации, рассказал «Газете.Ru», что намерен потребовать от Генпрокуратуры принять меры к нарушителям.

«Еще заранее, до вступления закону в силу, я просил надзорное ведомство взять на контроль его соблюдение в регионах, — говорит Лысаков. — Теперь вновь намерен требовать от Генпрокуратуры досконально проверить, как исполняется закон».

По словам парламентария, ему поступают жалобы автовладельцев на произвол сотрудников спецстоянок. «Например, из Петербурга мне пришло две жалобы, — говорит депутат. — В одном случае до сих пор не вернули автомобиль владельцу, в другом — отдали только после оплаты. По этим эпизодам в Генпрокуратуру мною направлены отдельные запросы. При этом наказывать надо не только владельцев этого криминального бизнеса, но и должностных лиц, не реагирующих на нарушения».

«Такие случаи происходят периодически в регионах, но пока не носят массового характера,

— говорит «Газете.Ru» автоэксперт Петр Шкуматов. — Это скорее самодеятельность фирм, владеющих стоянками. Автовладельцам в такой ситуации надо фиксировать факт на видео, а потом писать жалобу, но не в Минтранс, а в прокуратуру. Надзорный орган может наложить санкции или даже посадить владельцев такой фирмы».