Укрепление рубля, с одной стороны, и завышенные цены на курортный отдых за границей в новогодние праздники — с другой дали стимул россиянам вновь вспомнить практику путешествий на автомобилях. Излюбленные маршруты по-прежнему те же: страны Прибалтики, а также Финляндия, до которой рукой подать жителям Санкт-Петербурга. Корреспондент «Газеты.Ru» отправилась на автомобиле из Москвы в Минск, а затем в Ригу через границу Литвы, параллельно общаясь с другими автопутешественниками в соцсетях.
Главное, что нужно иметь при себе в такой поездке, — это паспорт с действующей визой, документы на автомобиль и «Зеленую карту». Дополнительная страховка, наличие которой означает, что вы сможете воспользоваться услугами эвакуатора и другой помощью в пути на территории Евросоюза, стоит 2,4 тыс. рублей на 15 дней. Если покупать у трассы на передвижных пунктах, то выйдет подороже.
Россия – Белоруссия – Литва – Латвия
Вырваться из Москвы не так трудно даже в конце последнего рабочего дня года: столица начинает пустеть уже примерно с 25 декабря. Дороги становятся свободнее примерно на треть до праздников и на 80% — во время каникул. На путь от Москвы до Минска протяженностью около 750 км при соблюдении разрешенного скоростного режима, с парой заправок и обедом в автомобиле уйдет около восьми часов. Трасса М1 в хорошем состоянии и, что неудивительно, довольно однообразна. Стоимость бензина в России и Белоруссии примерно одинакова, поэтому об экономии топлива и поисках удобных заправок стоит задуматься уже на пути в Литву.
Самая последняя заправочная станция на территории Белоруссии расположена близ населенного пункта Каменный Лог — прямо перед границей.
Заправиться там можно по цене 39 российских рублей за литр 95-го. А после готовиться к ценам примерно 80 рублей за тот же самый объем. Следить за положением дел на границе с Литвой и даже посмотреть трансляцию с видеокамер можно на специальном сайте Государственного пограничного комитета Республики Беларусь. Но иногда он приукрашивает действительность. Так, при уверении, что на границе свободно, автомобилисты, которые выехали из Минска днем 1 января и быстро прошли белорусских пограничников, более двух часов ожидали своей очереди у литовцев. Те, несмотря на то что очередь постоянно росла, работали довольно неспешно и поочередно пропускали то группу из фур, то группу легковушек.
Многие, кто хотел проскочить границу побыстрее, явно сожалели, что у них не оказалось в машине ребенка младше одного года — такой экипаж должны пропускать без очереди.
Проверять пробки на границе можно также при помощи сайта оперативной информации Северо-Западного таможенного управления. К примеру, по их данным, утром 3 декабря на российско-латвийском участке границы перед МАПП Бурачки со стороны Латвии на выезде стоят 40 легковых автомобилей.
Очереди на границе с Польшей
Очереди на границах с Польшей, которые образовались еще с 1-го дня нового года, продолжают сохраняться и сейчас. На это жалуются участники сообщества автомобилистов Калининграда и области во «ВКонтакте». 2 января здесь образовались трехчасовые очереди, в которых простаивало около 170 автомобилей. Об этом сообщал оперативный дежурный Северо-Западного таможенного управления СЗТУ. По словам очевидцев, в пункте пропуска Мамоново-Гроново очередь собиралась и на российской стороне. Довольно медленно работают и польские пограничные службы: пограничники проверяют не больше восьми автомобилей в час.
При этом во вторник, 3 января, в 5.30 утра по московскому времени, очереди на границе в пункте Мамоново-Гжехотки по-прежнему растягиваются на несколько часов.
Прохождение границы замедляет и тот факт, что некоторые российские автомобилисты пытаются объехать очередь с левого ряда, занимая места в линии, предназначенной для путешественников с паспортами стран ЕС. Пограничники такие автомобили уже не разворачивают, а вот отстоявшие по нескольку часов в своем ряду россияне справедливо выражают негодование. Также, как пишут очевидцы, через границу следует большое количество туристических автобусов, но их пропускают через отдельную линию. Отметим, накануне калининградцы, которые 1 января отправились в Польшу, сообщали о том, что им приходилось провести в очередях по 3–4 часа.
Россия – Финляндия
По оперативной информации Северо-Западного таможенного управления, утром 3 декабря на пограничных пунктах пропуска на легковом направлении очередей нет. При этом еще 2 января здесь наблюдались трехчасовые очереди и выезда ожидало около 170 машин. Так, в МАПП Брусничное на выезде ожидают 17 легковых машин. На въезде в Россию в МАПП Светогорск свободно.
Кстати, как стало известно 2 января, пограничная служба России не пропустила автобусы Lux Express, следовавшие по маршруту Хельсинки – Санкт-Петербург, через границу. Как говорится в сообщении на сайте компании, предварительной причиной было названо приостановление действия лицензии на международные перевозки Lux Express «по неизвестным на данный момент причинам». В Lux Express извинились перед пассажирами и пообещали сделать все, чтобы как можно быстрее и как можно более комфортно доставить всех клиентов в пункт назначения.
Россия – Эстония
Как сообщает СЗТУ, перед МАПП Ивангород, со стороны Эстонии, на выезде из России утром 3 декабря стоят 60 легковых автомобилей. По данным Псковской таможни, в МАПП Лудонка как на въезд в Россию, так и на выезд очередей не наблюдается. На въезде в Россию перед МАПП Шумилкино стоят 115 легковых машин, на выезде — свободно.
Вернуться будет еще сложнее
В настоящее время, по сообщениям СМИ и очевидцев в соцсетях, существенных очередей на въезд в Россию нет. Однако на погранпостах предупреждают: когда поток российских туристов со всех направлений хлынет назад, очереди могут растянуться на несколько часов.
К примеру, для того чтобы оперативно пройти погранпост на пути из Таллина в Санкт-Петербург, необходимо записываться на сайте пограничной службы Эстонии. В настоящее время все временные слоты до 9 января уже заняты.
А это означает, что те, кто поедет без электронной записи, вынуждены будут потерять около пяти часов. Это время можно будет скоротать, возвращая такс-фри и в магазинах беспошлинной торговли. Но взять с собой горячий чай и бутерброды все-таки стоит.
Ранее о том, как пройти границу без проблем и избежать крупных штрафов в Европе, «Газете.Ru» рассказали ведущие автомобильные эксперты и путешественники. Что можно брать с собой в дорогу, а от чего стоит избавиться — в материале «Газеты.Ru».